В рубрике "Диссертант" оперативно публикуются материалы соискателей. Для каждой статьи указывается дата публикации. В дальнейшем эти публикации включаются в очередной номер журнала.
In rubric "Dissertator", the materials of dissertators are published promptly. The date of publication indicates for each article. In the future, this publications are included in the next issue of the journal.
Автор: Пань Х.
Аннотация: Автор обращается к детской теме в творчестве китайских композиторов, которая приобретает всё большую популярность в фортепианном исполнительстве, в том числе и ввиду того, что адресованная детской аудитории музыка выступает неотъемлемой частью китайской мультипликации, завоёвывающей мировое пространство. Автор обращает внимание на образные сферы, характерные для детской музыки, в числе которых природный мир, мир социума, детские характеры и настроения, мир философии и фольклор, а также на специфику преобладающих на сегодняшний день композиционных форм, лаконизм которых напрямую связан с китайской миниатюрой. Последняя являет собой выражение сознания через художественную форму, будь то резьба по фруктовой косточке, роспись на стекле или же рисунок, выполненный на рисовой бумаге.
Ключевые слова: Детская фортепианная музыка, образная сфера, музыка в мультипликации, гонг, китайская фортепианная школа, Дин Шандэ.
18.09.2022 - CHILDREN'S THEME IN THE WORKS OF CHINESE COMPOSERS
Author: Pan Hongyu
Abstract: The author of the article focuses on the children's theme in the work of Chinese composers, which is gaining more and more popularity in piano performance, also due to the fact that music addressed to a children's audience is an integral part of Chinese animation, which is conquering the world space now. The author draws attention to the figurative spheres characteristic of children's music, including the natural world, the world of society, children's characters and moods, the world of philosophy and folklore, as well as the specifics of the compositional forms that prevail today, the laconicism of which is related to Chinese miniature directly. The latter one is the expression of consciousness through an art form, whether it be carving a fruit stone, painting on glass, or drawing on rice paper.
Keywords: Children's piano music, figurative sphere, cartoon music, gong, Chinese piano school, Ding Shangde.
17.08.2022 - АРТ-ВИДЕО "BOLERO" 2020: КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Автор: Выбыванец Э. В.
Аннотация: Любое произведение искусства живёт, если его воспринимают те, для кого оно предназначено — читатели, зрители, слушатели, исполнители-интерпретаторы и исследователи. Возникающий общественный резонанс осмысливается в эстетике в контексте социальных функций искусства. Предлагаемый анализ одноактного видеобалета "Bolero" 2020 (в исполнении Сергея Полунина) как части информационно-просветительского проекта моральной поддержки средствами искусства тысяч больных рассеянным склерозом требует именно подобного аспекта рассмотрения. Путём сравнения с иными визуальными версиями прочтения музыки Мориса Равеля устанавливается неординарность концептуального решения данного арт-видео. Анализ его синтетического текста (фон, грим, костюм, пластика, символические pas) позволяет сделать вывод о том, что наглядная понятность художественного языка балета, в котором узнаётся художественно-облагороженное изображение признаков болезни, вызываемый при его восприятии огромный позитивный заряд переживаний и практическая терапевтическая полезность обеспечивают проекту эффективную действенность и ценность в художественном и социальном отношении.
Ключевые слова: "Болеро" Равеля, смысловая вариативность, суггестивное воздействие, общественные функции искусства, картина-фон, симптоматика рассеянного склероза, драматургия преодоления, танцевально-двигательная терапия.
17.08.2022 - ART VIDEO "BOLERO" 2020 : THE CONCEPT OF OVERCOMING
Author: Vybyvanets Eleonora V.
Abstract: Any art work lives if it is perceived by readers, viewers, listeners, performers-interpreters and researchers. The emerging public resonance is comprehended in aesthetics in the context of the social functions of art. The proposed analysis of the one-act video ballet "Bolero" 2020 performed by Sergei Polunin (as a part of an information and educational project of moral support through the means of art for thousands of patients with a multiple sclerosis) requires precisely this aspect of consideration. The originality of the conceptual solution of this art video is established by comparing with other visual versions of reading the music of Maurice Ravel. An analysis of its synthetic text (background, makeup, costume, plastic, symbolic pas) allows us to conclude that the visual comprehensibility of the artistic language of the ballet, in which recognizes the artistically refined image of the signs of the disease, the enormous positive charge of feelings caused by its perception, and the practical therapeutic utility provide the project with effectiveness and value in artistic and social terms.
Keywords: "Bolero" by Ravel, semantic variability, suggestive effect, social functions of art, picture-background, symptoms of multiple sclerosis, dramaturgy of overcoming, dance-movement therapy.
29.07.2022 - ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОДНЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ В КОНТЕКСТЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ И КИНЕМАТОГРАФА: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ
Автор: Чэнь Ц.
Аннотация: В центре внимания автора статьи — традиционные музыкальные инструменты, которые фигурируют в таких экранных видах искусства, как мультипликация и игровой кинематограф. Речь идет о ряде музыкальных инструментов, в числе которых сяо, цинь, пипа, дицзы. Каждый из них играет ключевую роль в творческих проектах, основанных на диалоге России и Китая. Имеются в виду мультипликационные фильмы "Братья Лю" (1953) и "Братья Хулу" (1986), анализ которых осуществляется на фоне русской народной сказки "Семь Симеонов", а также созданный в 1997 году российско-китайскими кинематографистами игровой фильм "Волшебный портрет". Отмечая в мультипликации наличие тесной взаимосвязи между числом и звуком, которая играет в традиционной китайской культуре важную роль, автор также акцентирует внимание на соответствии имени главной героини фильма названию музыкальных инструментов, что становится определяющим для поступков девушки. Помимо этого, детальная проработка сюжетной линии "Волшебного портрета" обнаруживает параллель с оперой "Волшебная флейта" Моцарта и романом "Путешествие к земле Востока" Гессе. Актуализируемые автором точки соприкосновения свидетельствуют о широчайшем культурном взаимообмене, в процессе которого происходит обогащение каждой из участвующих в искомом диалоге стран, когда локальная культура выступает в качестве неотъемлемой части мирового художественного наследия.
Ключевые слова: Кинематограф, мультипликация, Россия, Китай, "Волшебный портрет", пипа, сяо, берестяной рожок.
Author: Chen Zizhan
Abstract: The author of the article focuses on traditional musical instruments that appear in such screen arts as animation and the cinematograph. We are talking about a number of musical instruments, including xiao, qin, pipa, dizi. Each of them plays a key role in creative projects based on the dialogue between Russia and China. This refers to the animated films The Brothers Liu (1953) and The Brothers Hulu (1986), which are analyzed against the backdrop of the Russian folk tale Seven Simeons, as well as the feature film The Magic Portrait created by Russian-Chinese filmmakers in 1997. The author notes the presence of a close relationship between number and sound in the animation, which plays a special role in traditional Chinese culture. Also, the author focuses on the correspondence of the name of the main character of this film to musical instruments' names, it becomes decisive for the girl's actions. In addition, a detailed study of the storyline of the The Magic Portrait reveals a parallel with the opera The Magic Flute by Mozart and the novel Journey to the Land of the East by Hesse. The points of contact updated by the author testify to the widest cultural interchange, during which each of the countries participating in the desired dialogue is enriched, and local culture acts as an integral part of the world artistic heritage.
Keywords: Cinematograph, animation, Russia, China, "The Magic Portrait", pipa, xiao, birch bark horn.
16.06.2022 - КОМУ ОНО СЕГОДНЯ НУЖНО, ЭТО РАДИО?
Автор: Бысько М. В.
Аннотация: В статье автор предпринимает попытку рассмотреть причины культурного обесценивания российского радиовещания, выделяет, по его мнению, объективные предпосылки для снижения потребительского интереса к аудиальной информации. Среди таких предпосылок автор видит: жёсткое цензурирование и коммерческий дисбаланс современного радиовещания, перевес визуализации информационно-цифрового пространства, акцент на горизонтальные коммуникации, резкое техническое изменение специализаций медиапроизводства, научно-педагогический коллапс медиаиндустрии и медиаобразования. Автор предлагает свою концепцию линейного и нелинейного аудиального вещания в условиях тотальной цифровизации.
Ключевые слова: Радиовещание, FM-эфир, мультимедиа, коммерциализация, научно-педагогические кадры.
16.06.2022 - WHO NEEDS THIS RADIO TODAY?
Author: Bysko Maxim V.
Abstract: The author makes an attempt to consider the reasons for the cultural depreciation of Russian broadcasting, and highlights, in his opinion, the objective prerequisites for reducing consumer interest in audio information. Among such prerequisites, the author sees: strict censorship, the commercial imbalance of modern radio broadcasting, the preponderance of the visualization in the information and digital space, an emphasis on horizontal communications, a sharp technical change in the specializations of media production, the scientific and pedagogical collapse of the media industry and media education. The author proposes his own concept of linear and non-linear audio broadcasting in the context of total digitalization.
Keywords: Broadcasting, FM, air, multimedia, commercialization, scientific-pedagogical staff.
Автор: Лесовиченко А. М.
Аннотация: Статья посвящена воплощению на русском музыкальном экране одного из популярных западноевропейских сказочных сюжетов. Особенно распространилась тема, связанная с образом Кота в сапогах, в ХХ веке. Показательно, что в России появилось множество воплощений этой сказки в литературе, музыке, изобразительных и экранных искусствах, что, по мнению автора, является одним из ярких художественных выражений русского западничества. Первым крупным сочинением стала детская опера Цезаря Кюи на либретто Марины Поль (1913), вслед за которым уже в советские и постсоветские времена были созданы литературные сочинения, мультфильмы, игровые фильмы, оперы и музыкальные спектакли для детского исполнения, профессиональные театральные постановки, рисунки и скульптуры. В настоящей работе рассматриваются, прежде всего, особенно значимые кинофильмы, мультфильмы и видеозаписи музыкальных спектаклей.
Ключевые слова: Сказка, Кот в сапогах, Шарль Перро, Цезарь Кюи, Зинаида и Валентина Брумберг, Гарри Бардин, детское кино, мультфильм.
30.04.2022 - CHARLES PERRAULT'S FAIRY TALE "PUSS IN BOOTS" IN MUSICAL INTERPRETATION ON THE RUSSIAN SCREEN
Author: Lesovichenko Andrey M.
Abstract: The article is devoted to the embodiment of one of the popular Western European fairy tale plots on the Russian musical screen. The theme associated with the image of Puss in Boots became especially widespread in the 20th century. It is significant that many incarnations of this fairy tale appeared in literature, music, fine arts and screen arts in Russia. According to the author, it is one of the brightest artistic expressions of Russian Westernism. The first major work was the children's opera composed by César Cui (1913). The libretto was written by Marina Pol'. After this opus, already in the Soviet and post-Soviet times, there are many literary works, cartoons, feature films, operas and musical things for children's performance, professional theatrical productions, drawings and sculptures were created. In this paper, first of all, the author explores the especially significant films, cartoons, and video recordings of musical performances.
Keywords: Fairy tale, Puss in Boots, Charles Perrault, César Cui, Zinaida and Valentina Brumberg, Harry Bardin, children's movie, cartoon.
01.03.2022 - ASMR-ИСКУССТВО
Автор: Чернышов А. В.
Аннотация: Автор делает попытку определить коммуникативные и эстетические особенности иммерсивного игрового звукового онлайн-кинематографа, связанного с ASMR-стимуляцией. На примере видеороликов, прежде всего, хостинга YouTube, исследователь выделяет категории "персонального медиавещания", "виртуальной интимности" и "стимуляции головного мозга", исполненной преимущественно звуковыми триггерами. Автор акцентирует внимание на связи непосредственно физического наслаждения с наслаждением эстетическим, обращённым к образным интерпретациям визуальных и звуковых стимулов (триггеров). При этом, основываясь на диегетическом анализе звука, автор предлагает новую художественно-коммуникативную подкатегорию — "антидиегетические звуки".
Ключевые слова: ASMR, рэйки, "оргазм головного мозга", триггер, субкультура, иммерсия, онлайн-кинотеатр, персональное медиавещание.
01.03.2022 - ASMR ART
Author: Chernyshov Alexander V.
Abstract: The author makes an attempt to determine the communicative and aesthetic features of an immersive online fiction sound cinematography associated with ASMR-stimulation. On the example of videos, primarily hosted by YouTube, the researcher distinguishes the categories of "personal media broadcasting", "virtual intimacy" and "brain stimulation", performed mainly by sound triggers. The author focuses on the connection between direct physical pleasure and aesthetic pleasure, directed to figurative interpretations of visual and sound triggers. At the same time, based on the diegetic analysis of sound, the author proposes a new artistic and communicative subcategory "antidiegetic sounds".
Keywords: ASMR, reiki, braingasm, trigger, subculture, immersion, online cinema, personal media broadcasting.
Авторы: Горбунова И. Б., Мезенцева С. В.
Аннотация: В работе исследуется проблема музыкального постфольклоризма с точки зрения бытования музыкального фольклора на современном этапе в цифровой среде в композиторском творчестве (творчестве аранжировщика), в образовательной среде. Предлагаются и рассматриваются понятия "музыкально-компьютерный постфольклоризм", "цифровой музыкальный постфольклоризм" как попытка обобщения бытования музыкального фольклора в современном звуковом пространстве. Новые определения коррелируются с понятиями "фольклоризм", "музыкальный фольклоризм", "постфольклоризм", другими явлениями "посткультуры" и видятся как отражение бытования фольклора в современной музыкальной культуре, а также в "посткультуре" в целом. Цифровые, музыкально-компьютерные технологии представляются новым пространством функционирования музыкального фольклора. Авторы статьи пришли к выводу о необходимости обсуждения предложенной терминологии для осмысления новейших процессов, происходящих в мире музыкально-компьютерных технологий и связанных с ними явлений цифрового постфольклоризма в музыке, основными чертами которого предлагается определить фольклорную музыкальную основу, наличие авторства (композитор, аранжировщик), исследование условий возникновения и характерных особенностей бытования в цифровой среде.
Ключевые слова: Музыкальный фольклор, музыкально-компьютерные технологии, постфольклор, фольклоризм, цифровой музыкальный постфольклоризм.
12.07.2021 - DIGITAL MUSICAL POST-FOLKLORISM : TO THE PROBLEM OF THE CHARACTERISTICS OF THE PHENOMENON
Authors: Gorbunova Irina B., Mezentseva Svetlana V.
Abstract: This paper explores the problem of musical post-folklorism from the point of view of the existence of folk music at the present stage in the composer's works (in the arranger's works) in the digital environment and in the educational environment. The authors propose and consider the concepts of "musical-computer post-folklorism", "digital musical post-folklorism", and they try to generalize the existence of musical folklore in the modern sound space. New definitions are correlated with the concepts of "folklorism", "music folklorism", "post-folklorizm", other phenomena of the "post-culture" and are seen as reflecting the existence of folklore in modern musical culture, as well as in the "post-culture" in general. The digital and musical-computer technologies are presented as a new space for the functioning of folk music. The authors came to the conclusion that it is necessary to discuss the proposed terminology in order to understand the latest processes taking place in the world of musical-computer technologies and the phenomena of digital post-folklorism in music, related with them. The main features of digital post-folklorism in music are proposed. There are the folklore musical basis, the authorship (composer, arranger), and the research conditions of occurrence in the digital environment.
Keywords: Musical folklore, musical computer technologies, post-folklore, folklorism, digital musical post-folklorism.
25.01.2021 - ЭМОТИВНОСТЬ КАК МЕТОД СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА)
Авторы: Волкова П. С., Шаховский В. И.
Аннотация: В центре статьи — эмотивность как путь к достижению единства познающей и смыслообразующей деятельности сознания, изоморфного языку как системе. Доказано, что, будучи основанным на взаимодействии невербальных и вербальных элементов, язык, с одной стороны, предстаёт на уровне информационной системы как актуального самоорганизующегося "устройства", присущего любому природному организму (языковой рефлекс) и отвечающего за процесс познания (данное). С другой стороны, — на уровне концептуальной системы как потенциального феномена, имеющего отношение к собственно человеческой деятельности (мыследеятельности), нацеленной на реорганизацию информационной системы (созданное) и отвечающего за процесс смыслообразования (рефлексия). Установлено, что обретение надприродного единства вербальных и невербальных элементов, осуществляемого в рамках концептуальной системы, напрямую связано с необходимостью: 1) декодировать вербальный знак с целью актуализации невербального опыта или иначе — невербализованного личностного смысла; 2) кодировать невербальный опыт с целью вербализации невербализованного личностного смысла. Показано, что как процесс декодирования вербальных элементов, так и процесс кодирования элементов невербальных осуществляется под знаком эмотивности. Инициируя мотивацию процесса означивания, эмотивность обусловливает переход от "равнодушного значения" к "значению для меня". При этом актуальные эмотивы, в которых эмоция говорящего выражена либо на уровне эмотивного значения (мерзавец, умница и т. п.), либо — коннотации, т. е. созначения (зайка, овца), выступают маркерами информационной системы, эмотивы потенциальные — потенциативы — маркерами системы концептуальной. В качестве примера авторы обращаются к невербальному дискурсу. В первом случае имеется в виду пластическая речь Михаила Барышникова, вступающего в художественную коммуникацию с Владимиром Высоцким, который исполняет в аудиозаписи фрагмент песни "Кони привередливые". Во втором — визуальный дискурс Андрея Рублёва "Троица".
Ключевые слова: Язык, информационная система, концептуальная система, значение, познающая деятельность, смыслообразование, эмотивность, Кони привередливые, Троица.
25.01.2021 - EMOTIVITY AS A METHOD OF FORMATION A COMMUNICATIVE PERSONALITY (ON THE EXAMPLE OF A NON-VERBAL ARTISTIC DISCOURSE)
Authors: Volkova P. S., Shakhovsky V. I.
Abstract: At the heart of this article, an emotivity is a way to achieve the unity of cognitive and sense-forming activity of consciousness, which is isomorphic in relation to the language as a system. It has been proven that the language is based on interaction of non-verbal and verbal elements. On the one hand, it appears at the level of the information system as an actual self-organizing "device" inherent in any natural organism (linguistic reflex) and responsible for the cognitive process (the Given). On the other hand, the language appears at the level of a conceptual system acting as a potential phenomenon is related to human activity (thought activity) aimed at the reorganizing an information system (the Created) and responsible for the process of a meaning formation (reflection). It has been established, the acquisition of the supra-natural unity of verbal and non-verbal elements is carried out within the framework of the conceptual system and is associated with the following necessity. First, to decode a verbal sign in order to actualize the non-verbal experience (or otherwise, the non-verbalized personal meaning). Second, to encode the non-verbal experiences in order to verbalize the non-verbalized personal meaning. The article shows that the process of decoding verbal elements (like the process of encoding non-verbal elements) is carried out under a sign of the emotivity. By initiating the motivation of the process of meaning, the emotivity conditions the transition from "indifferent meaning" to "meaning for me". At the same time, actual emotives act as markers of the information system, if in them the emotion of the speaking person is expressed either at the level of emotive meaning (bastard, clever, etc.), either at the level of connotation (bunny, sheep). Potential emotives (potentials) act as markers of the conceptual system. The authors refer to a non-verbal discourse used as an example. In the first case, it is the plastic speech of Mikhail Baryshnikov, who enters into artistic communication with the audio recording of Vladimir Vysotsky's song Fastidious Horses. In the second case, it is Andrei Rublev's visual discourse The Trinity icon.
Keywords: Language, information system, conceptual system, meaning, cognitive activity, sense formation, emotivity, Fastidious Horses, The Trinity.
Автор: Смирнов Д. Н.
Аннотация: В статье представлен краткий обзор эволюционного развития многоканальных систем записи и воспроизведения звука, от простых стереосистем — до surround, бинауральных систем и систем синтеза волнового поля (Ambisonics и Wavefield Synthesis). Рассмотрены области применения этих систем и пространственного звука в коммерческом кинематографе, в индустрии музыкальной звукозаписи и домашних кинотеатрах, а также при создании культурных звуковых "ландшафтов" и виртуальной реальности в компьютерно-игровой среде формата 3D. Автор обращается к исследованиям специалистов Великобритании, США, Японии (А.Блюмлейн, T.Холман, М.Герзон, К.Хамасаки), к практическому опыту производственных компаний (Dolby Laboratories, DTS, THX, NHK), а также указывает на перспективы дальнейшего развития и исследования многоканальных систем, активно обсуждаемых на 146 и 147 конвенциях AES (Дублин; Нью-Йорк, 2019).
Ключевые слова: Многоканальный звук, квадрафония, бинауральная система, surround sound, Ambisonics, Wavefield Synthesis, 3D, Dolby, AES.
Author: Smirnov D. N.
Abstract: The article provides a brief overview of the evolutionary development of multi-channel sound recording and reproduction systems, from simple stereo to quadraphonics, surround, binaural and wave field synthesis systems (Ambisonics and Wavefield Synthesis). The application areas of these systems and spatial sound in commercial and home cinema, in the music recording industry, as well as in the creation of cultural sound "landscapes" and of the virtual reality in a 3D computer-game environment is described here. The author refers to researches of the specialists from Great Britain, USA, Japan (A.Blumlein, T.Holman, M.Gerzon, K.Hamasaki), and to the practical experience of the manufacturers (Dolby Laboratories, DTS, THX, NHK), and also he indicates the prospects for further development and study of multichannel systems, which are actively discussed at the 146th and 147th AES Conventions (Dublin; New York, 2019).
Keywords: Multichannel sound, quadraphonics, binaural systems, surround sound, Ambisonics, Wavefield Synthesis, 3D, Dolby, AES.
Авторы: Горбунова И. Б., Панкова А. А.
Аннотация: Музыкальное творчество в компьютерной среде создаёт возможности свободного овладения всем звуковым материалом и художественно целесообразного его применения в практике. Также цифровая среда способствует устойчивому выявлению синестетических закономерностей музыки (пространственно-слуховые связи, цветной слух), что создаёт оптимальные условия для более глубокого осмысления музыкальной семантики и её функционирования. Эти возможности важны для формирования новых подходов к проблемам подготовки музыканта-профессионала, в том числе для развития перспективных методик современного музыкального образования. В статье рассмотрены особенности реализации актуального на сегодняшний день дистанционного музыкально-образовательного процесса на примере деятельности учебно-методической лаборатории "Музыкально-компьютерные технологии" РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), где разработана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов на основе свободно распространяемой виртуальной обучающей среды Moodle. Особое внимание авторы статьи уделяют её учебным элементам, позволяющим организовать процесс обучения музыкальному творчеству в цифровом формате. На конкретных примерах рассматриваются как собственно процесс обучения, так и контрольные мероприятия, позволяющие последовательно формировать ключевые компетенции педагога-музыканта для ведения им профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.
Ключевые слова: Дистанционное образование, музыка, творчество, Moodle, электронное обучение.
Authors: Gorbunova I. B., Pankova A. A.
Abstract: Musical creativity in computer environment creates the possibility for free mastery of all sound material and its artistically efficient application in practice. The digital environment also contributes to the sustainable identification of the synesthetic regularity of music (spatial-auditory communications, the color hearing), which creates optimal conditions for a deeper understanding of the music semantics and its functioning. These opportunities are important for the formation of new approaches to the problems of a professional musician training, including the development of promising methods of modern music education. The article discusses the implementation of the actual remote musical educational process features on the example of activity of the Educational and Methodical Laboratory Music & Computer Technologies at the Herzen University (St. Petersburg). Here, a system of professional retraining and advanced training of musician-teachers was developed, it is based on the virtual learning environment Moodle freely distributed. The authors pay special attention to its educational elements, which allow to organize the process of teaching musical creativity in a digital format. They consider with concrete examples both the learning process itself and the control measures that allow to form consistently the key competencies of the music teacher. This is necessary for his professional activities in the digital educational environment.
Keywords: Remote education, music, creativity, Moodle, e-learning.
Автор: Дударева М. А.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению истории создания и переработки известной песни конца 1980-х "Дорожное танго". Песня привлекательна сложным образом "сиреневого тумана", который отсутствует в предположительно авторском исходном тексте композитора Юрия Липатова, но этот образ встречаем в вариативном исполнении Аркадия Северного или Владимира Маркина. Анализ колоратива "сиреневый" в разветвлённом культурно-историческом контексте позволяет выявить онтологический подтекст в песне. В статье учитываются все существенные изменения в тексте песни, которые сделаны народом-художником. Образ "сиреневого тумана" заставляет исследователя обратиться к эстетике модернизма, к поэзии символистов, в творчестве которых сиреневый был доминирующим, а также к картинам М.Врубеля и Я.Мальчевского, представляющих символизм в живописи. В песне "Дорожное танго" колоратив "сиреневый" связан с женским началом, философией русского Эроса. В современной поэзии этот образ не пропадает — в стихотворении Валерия Дударева "Акробатический этюд" также возникает образ "сиреневой дали", который критики возводят к эстетике известной песни. Исследование основано на целостном анализе художественного текста с применением структурно-типологического, сравнительно-сопоставительного, системно-комплексного (культурологического) методов исследования.
Ключевые слова: Песня, танго, сиреневый туман, поэтика цвета, модернизм, Аркадий Северный, Владимир Маркин, Сергей Есенин, Валерий Дударев.
Author: Dudareva M. A.
Abstract: This article is devoted to the history of creation and processing of the famous song of the late 1980s Road Tango. The song attracts by a complex image of "lilac fog", which is not found in the presumably original source text written by the composer Yuri Lipatov, but this image is found in variable performances by Arkadiy Severnyi or Vladimir Markin. The analysis of "lilac" colorative in a branched cultural-historical context allows revealing the ontological subtext in the song. So, the article takes into account all significant changes in the lyrics that are made by the folk as a whole artist. "Lilac fog" image compels the researcher to turn to the aesthetics of a modernism, to the poetry of the Symbolists, in whose works the lilac color was dominant, as well as to the works of M.Vrubel and J.Malchevskiy, representing a symbolism in their painting. The lilac color has the semantics of the inexpressible; it is the color of otherness in art of the beginning of the 20th century. In the song Road Tango, "lilac" colorative is connected with the feminine principle, the philosophy of Russian Eros. But in modern poetry, this image does not disappear. And the image of "lilac remoteness" appears also in Valeriy Dudarev’s poem Acrobatic Etude, which is referred by critics to the aesthetics of the famous song. The study is based on a holistic analysis of a literary text using the structural-typological, comparative, system-integrated (culturological) research methods.
Keywords: Song, tango, lilac fog, color poetics, modernism, Arkadiy Severnyi, Vladimir Markin, Sergey Yesenin, Valeriy Dudarev.
Авторы: Шушкова О. М., Ланцеева Л. А.
Аннотация: Статья посвящена анализу музыкального элемента медиатекста телесериала В.Тодоровского "Оттепель". Музыкальный ряд телесериала включает как непосредственно музыку, звучавшую в конце 1950-х — середине 60-х годов, так и композиции, специально написанные К.Меладзе и др. Анализ музыки телесериала позволил авторам статьи сделать следующие выводы. Множественность жанровых ориентиров телесериала, в числе которых В.Тодоровский назвал производственную мелодраму, комедию, мюзикл, детектив, подкрепляется полистилистичностью и полижанровостью музыкального элемента (джаз, рок-н-ролл, босса-нова, массовая песня, лирическая песня, гитарный наигрыш, дворовая песня). Музыкальная стилизация, присутствующая в музыкальном элементе медиатекста, позволяет провести параллели с музыкой к фильмам конца 50-х — 60-х годов (в частности с музыкой А.Лепина к фильму "Карнавальная ночь", с музыкальными кинокомпозициями Н.Роты). В тоже время интонационный строй музыкального элемента не ограничивается стилизацией и позволяет музыкальными средствами мифологизировать эпоху оттепели и её героев, окрасив их в романтические тона.
Ключевые слова: Телесериал, Валерий Тодоровский, Константин Меладзе, эпоха оттепели, киномузыка, стилизация.
Authors: Shushkova O. M., Lantseeva L. A.
Abstract: The article deals with the analysis of the music material for Valery Todorovsky’s TV-series The Thaw. The score of the series includes both the original music of the late 1950s — early 60s and the compositions by Konstantin Meladze (and others) written specially for the film. The analysis of music enables the authors to draw the following conclusions. According to V.Todorovsky, the multiplicity of the TV-series music genres combines an industrial melodrama, a comedy, a musical, and a criminal film. But it includes also the polystylism of music elements, such as jazz, rock-n-roll, bossa nova, "mass songs", lyrical songs, guitar tunes, bard songs, etc. Presented in music elements of the serial mediatext, the music stylization makes it possible to draw the parallels with film music written in the late 50s — early 60s, including Lepin’s music for the Carnival Night and some Rota’s filmmusic compositions. At the same time, the entire melodic system of the TV-series is not limited to a mere stylization. It serves to mythologize the epoch of The Khrushchev Thaw and its heroes by imparting them a romantic color.
Keywords: TV-series, Valery Todorovsky, Konstantin Meladze, The Khrushchev Thaw, film music, stylization.
Автор: Ван Ю. ❑
Аннотация: В статье рассматриваются взаимосвязи между оперой Эдисона Денисова "Пена дней" (1981) и её литературным источником — одноимённым романом (1946) Бориса Виана. В центре внимания — музыкальные цитаты и образы в тексте Виана и их воплощение в либретто и музыке оперы Эдисона Денисова. Одним из главных "музыкальных мотивов" романа является музыка Дюка Эллингтона и его композиция "Хлоя", давшая имя главной героине романа Виана. Акцент на джазовой музыке объясняется биографией Виана, выступавшего в качестве трубача в джазовом ансамбле, а также как автор песен. В статье рассмотрены случаи цитирования Денисовым текста и музыки композиций Эллингтона и конкретные особенности адаптации цитат к авторскому стилю композитора. Анализируются эпизоды оперы, музыкальное решение которых было подсказано текстом Бориса Виана: сцена на катке и гибель фигуристов, финальная сцена с участием Кота, Мыши и хора слепых девочек и другие. Опираясь на сравнение романа и оперы, автор делает выводы о сходствах и различиях мировоззрения и эстетических позиций Бориса Виана и Эдисона Денисова.
Ключевые слова: Опера, "Пена дней", Эдисон Денисов, Борис Виан, Дюк Эллингтон, джаз, "Хлоя".
Author: Wang Y.
Abstract: The article discusses the relationship between Edison Denisov's opera Froth on the Daydream (1981) and its literary source novel L᾽Écume des jours (1946), wtitten by Boris Vian. The researcher focuses on musical quotes and images from the Vian’s text and their embodiment in the libretto and in the Denisov’s music. One of the main "musical motifs" of the novel is the tunes composed by Duke Ellington and his composition Chloe, which gave the name to the main character of the Vian’s novel. The emphasis on jazz music is explained by the biography of Vian, who acted as a trumpeter in a jazz ensemble and acted as a songwriter also. The cases of citing text and music of Ellington’s compositions by Denisov and of specific features of adaptation the quotes to the composer's style are described here. Author analyses opera episodes, the musical solution of which was prompted by the text of Boris Vian, such as the scene on the ice rink, skaters deaths, and the final scene with the participation of Cat, Mouse and the choir of blind girls, and others. Based on a comparison of the novel and opera, the author draws conclusions about the similarities and differences in the worldview and aesthetic positions of Boris Vian and Edison Denisov.
Keywords: Opera, "Froth on the Daydream", Edison Denisov, Boris Vian, Duke Ellington, jazz, "Chloe".
Автор: Бакиров Д. В.
Аннотация: В статье анализируются диегетические и недиегетические формы звука, описанные в голливудских сценариях Сергея Эйзенштейна 1930 года ("Золото Зуттера", "Американская трагедия"). Тексты, созданные в эпоху раннего звукового кино, стали теоретическим прорывом использования звуковой партитуры как органической составляющей драматургии фильма. Особое внимание уделено классификации возможностей передачи субъективного восприятия персонажа, благодаря включению в ткань фильма метадиегетических и онейрических звуков, звуковых искажений, внутреннего монолога. Сопоставление современной нарратологической классификации звуков по отношению к диегезису фильма со сценариями Эйзенштейна, созданными в эпоху раннего звукового кино, выявляет новаторство этих драматургических текстов.
Ключевые слова: Диегезис, метадиегезис, недиегетический, онейрический, звуковое кино, закадровый голос, внутренний монолог, киносценарий, Эйзенштейн, "Золото Зуттера", "Американская трагедия".
Author: Bakirov D. V.
Abstract: The article analyzes diegetic and non-diegetic forms of sound use described at the Eisenstein’s Hollywood scenarios in 1930 ("Sutter's Gold", "American Tragedy"). These scripts created in the era of early sound cinema became an innovation in using of sound scores as an integral part of the film dramas. Here, the special attention is paid to the classification of possibilities of transferring the subjective perception of characters by means of the various sound solutions, such as meta-diegetic, oneiric sounds, sound distortion, and internal monologue. The author compares the modern narratological classification of sounds and their relation to the film’s diegesis with Eisenstein’s scripts created in the era of early sound cinema. And he reveals the innovation of the dramatic texts written by Soviet film director.
Keywords: Diegesis, metadiegesis, non-diegetic, oneiric, sound cinema, voice over, internal monologue, film script, Eisenstein, "Sutter's Gold", "American Tragedy".
14.08.2019 - ЦИФРОВОЙ БАЯН КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИММЕРСИВНОЙ ЗВУКОВОЙ СРЕДЫ В ТЕАТРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Автор: Петрова Н. Н.
Аннотация: Театр представляет собой полижанровый вид искусства, в котором одну из ключевых ролей играет музыкальное сопровождение спектакля. Правильный подбор музыки к спектаклю, его тембральное оформление и музыкальная акцентуация помогают зрителю погрузиться в семантическое пространство текста. В статье рассматривается исполнительство на инновационном цифровом баяне в условиях современного театрального пространства как средство создания иммерсивной музыкальной звуковой среды, вызывающей у зрителя аудиовизуальные синестезии. Исполнительство на цифровом баяне трактуется как интегративный комплекс компетенций "цифрового" музыканта, включающий навыки аранжировщика, исполнителя, саунд-дизайнера.
Ключевые слова: Цифровой баян, электронный звук, музыкальная среда, театр, моноспектакль, аудиовизуальная синестезия, Пушкин, Свиридов, "Метель".
14.08.2019 - DIGITAL ACCORDION AS A MEANS OF CREATING AN IMMERSIVE AUDIO ENVIRONMENT IN THEATER SPACE
Author: Petrova N. N.
Abstract: A theater is a multi-genre art form, and one of the key roles here is played by the musical accompaniment of a play. The correct selection of music for performances and its timbre design and musical accentuation help the viewer to immerse in semantic space of the theatrical texts. The article considers the performance with an innovative digital accordion in the conditions of modern theater space as a means of creating an immersive musical sound environment that causes audiovisual synesthesia inside the viewer’s mind. This performance with a digital accordion is interpreted like the integrative set of competencies of a "digital" musician, including the skills of an arranger, performer and a sound engineer.
Keywords: Digital V-accordion, electronic sound, musical environment, theater, one-man show, audiovisual synesthesia, Pushkin, Sviridov, "The Blizzard".
28.03.2019 - АВТОРСКИЕ ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Семёнова Д. А. ❑
Аннотация: Статья содержит описание авторских цифровых образовательных ресурсов курсов ГКОУ "Школа “Технологии обучения“", а также ресурсов ИУМК "Электронное музыкальное творчество" (соавтором которых является автор статьи) для очно-дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП). Среди этих ресурсов: музыкальные модели и пазлы, тренажёры нотной грамотности, тесты, музыкальные викторины, хрестоматии. Автор рассматривает классификацию ресурсов, необходимое техническое обеспечение для их использования, а также описывает возможность применения их на практике. В результате эксперимента по изучению влияния цифровых образовательных медиа-ресурсов на развитие познавательной активности у детей с ДЦП, проведённого в 2008-2018 годах в ГКОУ "Школа “Технологии обучения”", были получены данные, свидетельствующие о росте уровня познавательной активности, а также о положительной динамике развития музыкальных способностей детей.
Ключевые слова: Инклюзия, музыкальное образование, цифровые ресурсы, дети с ограниченными возможностями здоровья, ДЦП, Garage Band.
28.03.2019 - DIGITAL SOURCES FOR MUSIC ACTIVITIES OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY IN INCLUSIVE SCHOOL
Author: Semenovа D. A.
Abstract: In the article, you can find a description of the digital educational resources for training courses created under direction of the author at the School "Technology of Education" (Moscow), as well as of resources of the innovative teaching kit "Electronic Music Creativity" (co-authored by the author of this article and Igor Krasilnikov) for full-time and distance learning for people with disabilities, including children with cerebral palsy. Among these resources, there are musical models and puzzles, simulators of musical literacy, tests, musical quizzes, and chrestomathies. The author considers the classification of all resources, the necessary technical support for their use, and also she describes the possibility of their application in practice. In an experiment, data were obtained, which indicate the increase in the level of cognitive activity, as well as a positive dynamic in the development of children's musical abilities. It is a result of a study the impact of digital educational media resources on the development of cognitive activity of children with cerebral palsy conducted at the School "Technology of Education" in 2008-2018.
Keywords: Inclusion, musical education, digital sources, HIA, disable children, Garage Band.
Автор: Безенкова М. В.
Аннотация: В статье прослеживаются основные аспекты звукошумовой композиции фильмов Александра Сокурова периода перестройки, а также начала 2000-х годов. Автор использует категорию звуковой полифонии при анализе дискурсивного или предметного использования звуков, шумов и музыки, в игровых фильмах "Скорбное бесчувствие", "Дни затмения", "Отец и сын" и документальных фильмах цикла "Элегий". Поступательный анализ структуры и образной выразительности фильмов выявляет полифонические элементы звуковой среды (звуки реальности, шумы среды, классическая музыка, оригинальная музыка), направленные на выражение авторской идеи через различные формы: контраста или соответствия изначально заданной композиции фильмов. Научные результаты исследования позволяют обозначить оригинальность использования звукошумовых и мелодических элементов в фильмах Сокурова.
Ключевые слова: Кинематограф, звук, фильм, звукошумовая композиция, полифония, звуковое пространство, элегия, Сокуров.
Author: Bezenkova M. V.
Abstract: The article traces the main aspects of the sound-noise composition of the films directed by Alexander Sokurov during the perestroika period, as well as the beginning of the 2000s. The author applies the category of sound polyphony in the analysis of discursive or objective use of sounds, noises and music, in the feature films "Mournful Unconcern", "Days of Eclipse", "Father and Son" and documentaries of the cycle "Elegies". The progressive analysis of the structure and figurative expressiveness of those movies reveals the polyphonic elements of the sound environment (sounds of reality, noises of environment, classical music, original music). They are aimed at expressing the author's idea through various forms, such as contrast or matching to the initially specified composition of films. The scientific results of the study allow us to indicate the originality of sound noises and melodic elements in Sokurov films.
Keywords: Сinema, sound, film, sound-noise composition, polyphony, sound space, elegy, Sokurov.
14.02.2019 - "БОЛЕРО" РАВЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ВИЗУАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АНИМАЦИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
Авторы: Волкова П. С., Выбыванец Э. В.
Аннотация: В статье представлен опыт осмысления анимационного фильма Ивана Максимова BOLERO (1992), идея, концепция и образность которого обусловлены характеристиками пространства/времени/движения базового музыкального текста, а также работа художника Владимира Янкилевского "Свет и Тьма" (1978). Корреляционный анализ обозначенных художественных образцов способствует более глубокому пониманию авторского замысла каждого из создателей, косвенно высвечивая новые смысловые грани бессмертного творения Мориса Равеля, рождаемые на пересечении классических музыкальных традиций и современных медиатехнологий. Имеется в виду символическое прочтение "Болеро", вбирающее в себя амбивалентность таких категорий, как жизнь и смерть, свет и тьма, начало и конец, представленных посредством визуальной парадигмы на примере анимации и изобразительного искусства.
Ключевые слова: Болеро, Максимов, фильм-на-музыку, анимация, пространство, время, визуальный текст, минимализм, триптих, Янкилевский.
Authors: Volkova P. S., Vybyvanets E. V.
Abstract: The article presents the experience of understanding the animation film BOLERO (1992) directed by Ivan Maximov, the idea, concept and imagery of which are due to the characteristics of the space/time/movement of the basic musical text, as well as the work Light and Darkness (1978) by the painter Vladimir Yankylevsky. The correlation analysis of the designated art samples contributes to a deeper understanding of the author’s intention of each of the creators, indirectly highlighting new semantic aspects of the immortal music work composed by Maurice Ravel. Those aspects born at the intersection of classical musical traditions and modern media technologies. This refers to the symbolic reading of Ravel’s Bolero, which absorbs the ambivalence of such categories as life and death, light and darkness, the beginning and the end, presented through a visual paradigm on the example of animation and fine art.
Keywords: Bolero, Maksimov, film-to-music, animation, space, time, visual text, minimalism, triptych, Yankylevsky.
17.01.2019 - МУЗЫКА И МЕДИА ДЛЯ ДЕТЕЙ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Автор: Бысько М. В.
Аннотация: Статья открывает цикл мультимедийных публикаций, посвящённых исследованию медиатворчества для детей, представленного на грампластинках и компакт-дисках, в радиоэфире, телепередачах, кинематографе, Интернете, видеоиграх и мобильных приложениях. Это огромный пласт медиапроизведений, многие из которых уже вошли в золотой фонд человечества, и самые значимые и уникальные из них будут исследоваться в рамках данного цикла. В статье предпринята попытка научного обзора основных этапов возникновения, развития и модификации музыкальных медиажанров для детского восприятия в советской и постсоветской культуре. Для этого медиажанры разделены на три условные мета-группы: фильмы-на-музыку (прежде всего, фильмы-оперы и фильмы-балеты), музыкальные медиапроизведения, медиапроизведения-с-музыкой. В историческом аспекте рассматриваются системы советской и российской медиаиндустрии музыкального творчества для детей, становление беспрецедентного жанра советской массовой песни для детей, а также кризис художественного творчества в цифровую эпоху.
Ключевые слова: Музыка, медиа, дети, медиапроизведения, мультфильм, мюзикл, музыкальная передача, телерадиовещание.
Author: Bysko M. V.
Abstract: The article opens the cycle of multimedia publications devoted to the study of media creativeness for children, presented on gramophone records and CDs, on radio and television programs, in cinema and the Internet, video games and mobile applications. This is a huge layer of media products, many of which have already included in the golden fund of humanity, and the most significant and unique of them will be researched in this cycle. The article attempts to scientifically review the main stages of the emergence, development and modification of musical media genres for children's perception in the Soviet and post-Soviet culture. For this, media genres are divided into three conditional meta-groups, such as films-to-music (first of all, films-operas and films-ballets), musical media-works, media-works-with-music. The systems of the Soviet and Russian media industry of musical creativity for children, the emergence of an unprecedented genre of Soviet mass song for children, as well as the crisis of artistic creativity in the digital age are considered in the historical aspect.
Keywords: Music, media, children, media work, cartoon, musical, musical broadcast, TV, radio, Internet.
24.12.2018 - ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ЦИФРОВОГО АУДИО И СОВРЕМЕННЫМ ПРОТОКОЛАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭМИ
Автор: Смирнов Д. Н.
Аннотация: В настоящей статье описан опыт преподавания в вузе дисциплины "Цифровые аудиотехнологии" специальности "Музыкальная звукорежиссура" при помощи среды музыкального объектно-ориентированного программирования в Max 8. В качестве научных результатов педагогической деятельности в данном направлении выступает исследование динамики положительных оценок итогового контроля по указанной дисциплине, а также формирования приобретаемых студентом навыков для последующей профессиональной деятельности. Статья снабжена примерами лекций, самостоятельных и курсовых работ, программными файлами проектов.
Ключевые слова: Звукорежиссура, электронные музыкальные инструменты, цифровые аудиотехнологии, аудиосигнал, алиасинг, квантование, Max 8, патч.
24.12.2018 - INTERACTIVE TEACHING THE BASICS OF DIGITAL AUDIO AND MODERN INTERACTION PROTOCOLS OF ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS
Author: Smirnov D. N.
Abstract: This article describes the experience of teaching the discipline "Digital Audio Technologies" for the university specialty "Musical Sound Engineering" using the environment of the musical object-oriented programming in Max 8. The scientific results of pedagogical activity in this direction are the study of positive evaluations dynamics of the final tests and the formation the skills acquired by a student for his subsequent professional practice. The article is provided with examples of lectures, independent and course works for students, and the program files of patches.
Keywords: Sound engineering, electronic musical instruments, digital audio technology, audio signal, aliasing, quantization, Max 8, patcher.
Автор: Смирнов Д. Н.
Аннотация: В статье рассмотрены современные способы панорамирования виртуального источника звука в стерео- и многоканальных системах звуковоспроизведения. Показаны основные соотношения для определения уровней звукового давления громкоговорителей при различных способах панорамирования. Рассмотрены некоторые компьютерные приложения, позволяющие панорамировать виртуальные источники в многоканальных системах.
Ключевые слова: Звукорежиссура, амплитудное панорамирование, векторное панорамирование, многоканальный звук, амбиофония.
Author: Smirnov D. N.
Abstract: The article deals with modern methods of the virtual sound source panning in stereo and multichannel audio systems. The basic relationships are shown for determining the sound pressure levels of loudspeakers for various panning methods. Some computer applications that allow panning virtual sources in multichannel systems are considered.
Keywords: Sound engineering, amplitude panning, vector panning, multichannel sound, ambisonics.
25.10.2017 - РАДИО БЕЗ СЛУШАТЕЛЯ: "МАЯК"
Автор: Бысько М. В.
Аннотация: Необычность данной статьи в том, что она целиком построена на критическом анализе лишь одной музыкальной радиопередачи, прошедшей в прямом эфире на радиостанции "Маяк" и посвящённой жизни и творчеству известного британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. В принципе, статью можно считать научной рецензией на медиапродукт. На основании своего анализа автор приходит к парадоксальному выводу, что для современного радиовещания наличие слушателя становится необязательным. Об этом говорят многие принципы ведения эфира, представленные в радиопередаче, где вся информационная нагрузка ложится на гостя в студии, где отсутствует подготовительная работа ведущих, где неумение ориентироваться в жанрах журналистики нарушает коммуникационные нормы и разговорную этику, где прослеживается явный деконструктивный подход к предлагаемому слушателю материалу. Кроме того, феномен нахождения ведущих в радиостудии исключительно "для себя" подчёркивается звуковым оформлением радиопередачи, идущим вразрез с логикой аудиального восприятия (к примеру, череда заставок), а так же некомпетентным подбором музыкального материала, что, несомненно, отталкивает от радиоприёмника профессионального радиослушателя-музыканта.
Ключевые слова: Радиопередача, Маяк, рецензия, прямой эфир, ведущий, слушатель, Уэббер.
25.10.2017 - RADIO WITHOUT A LISTENER: "MAYAK"
Author: Bysko M. V.
Abstract: The singularity of this article is that it is entirely based on a critical analysis of only one live musical radio program on the Mayak radio station and dedicated to the life and work of the famous British composer Andrew Lloyd Webber. In principle, the article can be considered a scientific review of the media product. Based on his analysis, the author comes to the paradoxical conclusion that the presence of a listener becomes unnecessary for modern broadcasting. This is stated by many principles of the conduct of the air, presented in the radio program, where all the information load is placed on the guest in the studio, where there is no preparatory work of the DJs, where their inability to navigate the genres of journalism violates communication norms and colloquial ethics, where an obvious deconstructive approach to the material offered for the listener. In addition, the phenomenon of being the DJs in the radio studio exclusively "for themselves" is emphasized by the sound design of the radio program, which runs counter to the logic of auditory perception (for example, the sequence of jingles), as well as the incompetent selection of musical material, which undoubtedly repels professional radio listeners-musicians.
Keywords: Broadcasting, Mayak, review, live broadcast, DJ, listener, Webber.
12.09.2017 - "МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ": ЭССЕ В ТРЁХ РАУНДАХ
Автор: Журкова Д. А.
Аннотация: В статье на примере программы "Музыкальный ринг" анализируются изменения, происходившие в обществе и на телевидении в эпоху Перестройки. Исследуется совмещение музыки и дискуссии в структуре телепередачи, определяются особенности визуального преподнесения исполнителей и характер коммуникации вокруг новых музыкальных жанров. Подробно разбираются три выпуска программы с участием: 1) Валерия Леонтьева, 2) группы "Браво" с Жанной Агузаровой и 3) рок-групп Москвы и Ленинграда (в частности "Звуков Му" с Петром Мамоновым).
Ключевые слова: Советское телевидение, популярная музыка, рок-музыка, эстрада, Тамара Максимова, Валерий Леонтьев, Алла Пугачёва, Жанна Агузарова, Пётр Мамонов, "Браво", "Звуки Му".
12.09.2017 - "MUSICAL RING": ESSAY IN THREE ROUNDS
Author: Zhurkova D. A.
Abstract: The article uses the examples from "Musical Ring" TV program to analyze changes that took place in soviet society and on television in the era of Perestroika. The combination of music and discussion in the structure of the telecast is studied, as well as the features of the visual presentation of performers and the nature of communication around new musical genres are determined. The following three issues of the program are examined in detail: 1) Valery Leontiev, 2) "The Bravo" band with Zhanna Aguzarova as bandleader, and 3) the rock groups from Moscow and Leningrad (in particular, "The Sounds of Mu" with Peter Mamonov).
Keywords: Soviet television, popular music, rock music, Tamara Maksimova, Valery Leontiev, Alla Pugacheva, Zhanna Aguzarova, Peter Mamonov, "The Bravo", "The Sounds of Mu".
28.08.2017 - ШЁНБЕРГ И ХЕРРМАН: ДИАЛОГ ПОСВЯЩЁННЫХ
Автор: Выбыванец Э. В. ❑
Аннотация: В статье представлен анализ и одно из возможных образных истолкований фильма-на-музыку "Одна ночь. Одна жизнь" (1999) немецкого режиссёра О.Херрмана. Его синтетический кинотекст объединяет музыкально-поэтический текст первоисточника — вокального цикла А.Шёнберга "Лунный Пьеро" — и визуальный текст кинорежиссёра, заключающий "встречный образный ряд". Предлагаемая концепция прочтения фильма реализует заложенную в оригинальном тексте, но значительно усиленную Херрманом, тему психологических проблем личности в современном мире. Художественный кинодискурс в философско-экзистенциальном и социологическом ключе выявляет как онтологическое постоянство и всеобщность этих проблем, так и их гипертрофию в современном "обществе спектакля", подводя нас к мысли о необходимости воспротивиться роли, навязываемой субъектам установленным экономическим порядком.
Ключевые слова: Фильм, музыка, Херрман, Шёнберг, Лунный Пьеро.
28.08.2017 - SCHOENBERG AND HERRMANN: DIALOGUE OF DEVOTED
Author: Vybyvanets E. V.
Abstract: The analysis and possible figurative interpretation of the movie-on-music "One Night. One Life" (directed by O.Herrmann, Germany, 1999) are presented in the article. A synthetic audiovisual text unites the musical and lyrical text of the primary source, the vocal cycle "Pierrot Lunaire" composed by A.Schoenberg, and the video text of the director, enclosing a "counter-imagery". The proposed concept of studying this film is revealed with using a certain methodology and it realizes the subject of Personality’s psychological problems in the modern world, which are inherent to the original music text and they are considerably strengthened by the filmmaker. The artistic film discourse in the philosophical-existential and sociological manner reveals both the ontological constancy and universality of these problems and their hypertrophy in the contemporary "society of the spectacle". Also, it leads us to the idea of the need to resist the role imposed for citizens by the established economic order.
Keywords: Film, music, Herrmann, Schoenberg, Pierrot Lunaire.
Авторы: Горбунова И. Б., Гончарова М. С.
Аннотация: В статье освещены вопросы, связанные с внедрением облачно-ориентированных и планшетных (мобильных) устройств в музыкальное образование, использование которых ставит перед педагогом-музыкантом принципиально новые задачи: освоение практических навыков преподавания с привлечением современных технологий, поиск подходов к организации учебного процесса, создание условий для преемственности между сложившимися традиционным музыкальным обучением и использованием информационных технологий в образовательном процессе. Даётся характеристика облачных технологий (cloud computing) и перспективность их использования в музыкальном образовании (дистанционное обучение, совместное использование облачных сервисов и др.). Приведён обзор мобильных приложений (для операционных систем Android и iOS) и описаны возможности их применения в учебном процессе (на примере предмета "сольфеджио").
Ключевые слова: Информационные технологии, мобильные технологии, музыкальное образование, компьютер, творчество.
Authors: Gorbunova I. B., Goncharova M. S.
Abstract: The article highlights issues associated with the introduction of cloud-centric and tablet (mobile) devices in music education, use of which confronts the teacher-musician fundamentally new challenges. So, it's a development of practical teaching skills with the assistance of modern technology, a search of approaches to the organization of educational process, a creation of conditions for the continuity between traditional music learning and information technologies in educational process. Authors give the characteristics of cloud computing and the perspective of its use in music schools (distance learning, sharing, cloud services, etc.). Also you can see in this article the overview of some mobile applications (for OS Android and iOS) and their use in the educational process.
Keywords: Information technology, mobile technology, music education, computer, creativity.
Автор: Сушко Е. О. ❑
Аннотация: В статье определены ключевые этапы развития музыкального телевидения Беларуси, выявлены особенности его функционирования в составе централизованной системы вещания СССР и в современном медийном пространстве Республики Беларусь. На основании системного исследования телевизионного контента 1956-2016 годов автором сделан вывод об оригинальном пути развития белорусского музыкального телевидения в советский период (формирование национального облика, появление уникальных жанров) и серьёзных кризисных процессах в музыкальном сегменте телевещания после 1991 года (российское и англо-американское влияние, вторичность контента, рекреативная функция музыкального ТВ).
Ключевые слова: Музыкальное телевидение, Беларусь, национальный облик, ЦТ СССР, телемюзикл.
Author: Sushko K. O.
Abstract: The paper is identified the key development stages of Belarusian musical television and the features of its function as a part of Central broadcasting system of the USSR and in the contemporary media space of the Republic of Belarus. On the basis of systematic studies of television content 1956-2016's, the author concluded that the origin path of development of domestic musical TV during the Soviet period (the formation of national identity, the emergence of unique genres) and serious crisis processes in the musical segment broadcasting after 1991 (Russian, British and American influence, secondary content, recreational function of the musical TV).
Keywords: Musical television, Republic of Belarus, national identity, Central television of the USSR, TV-musical.
Автор: Николаева Ю. Е.
Аннотация: Исследована музыка к трёхсерийному телефильму "Маленькие трагедии" (1979) по произведениям Александра Пушкина (режиссёр М.Швейцер, композитор А.Шнитке). Триединство музыки, поэтического слова и визуального ряда, их удивительная согласованность и взаимофункционирование рассмотрены в аспекте полифонии как универсального логического принципа построения художественной формы. Вся музыка фильма вырастает из двух лейтмотивов, и их разнообразное претворение в кинокартине показано на примерах полифонического анализа (музыка/слово/изображение) фрагментов из четырёх основных разделов фильма: "Сцена из Фауста", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь", "Пир во время чумы".
Ключевые слова: Маленькие трагедии, телефильм, музыка, слово, изображение, контрапункт, полифония.
Author: Nikolaeva J. E.
Abstract: The music for three-part television movie Little Tragedies (1979) on Pushkin’s literature works (directed by M.Schweitzer, music composed by A.Schnittke) has been investigated. The trinity of music, poetic words and visual imagery, and their amazing consistency and reciprocal functioning has been considered in aspect of polyphony as the universal logical principle of building an art form. All the music of the TV movie grows out of two leitmotifs. And theirs varied implementation in the film is exemplified on examples of polyphonic analysis (music/words/images) of fragments from the four main film sections, such as "Scene from Faust", "Mozart and Salieri", "The Covetous Knight", and "A Feast in Time of Plague".
Keywords: Little Tragedies, TV movie, music, words, picture, counterpoint, polyphony.
Автор: Михеева Ю. В. ❑
Аннотация: В статье рассматривается роль музыкального минимализма в эстетическом восприятии и теоретической интерпретации кинопроизведения. Анализируется киномузыка Филипа Гласса, Майкла Наймана, Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Алексея Айги. Автор конкретизирует анализ принципов музыкального минимализма в кинематографе в двух основных явлениях: трансцендировании художественного пространства через самоценность отдельного звука (звуковой модели) и изменении смысла времени через репетитивность музыкальной техники.
Ключевые слова: Музыка, минимализм, время, пространство, кинематограф, звук, фильм, аудиовизуальная концепция.
21.12.2014 - FEATURES OF MINIMALIST MUSIC FUNCTIONING IN FILMS
Author: Mikheeva J. V.
Abstract: The article examines the role of musical minimalism in aesthetic perception and theoretical interpretation of cinematographic works. The film music of Philip Glass, Michael Nyman, Alfred Schnittke, Arvo Pärt, Alexei Aigui is analysed. Author specifies the analysis of the principles of musical minimalism in films in two basic phenomenons. The first one is a transcending of art space through the self-worth of a single sound (sound pattern). The second one is a change the meaning of film-time through the repetitive music technique.
Keywords: Music, minimalism, time, space, cinematography, sound, film, audiovisual concept.
Авторы: Горбунова И. Б., Панкова А. А. ❑
Аннотация: Процессы информатизации преобразуют среду профессиональной деятельности современного музыканта-педагога, вызывают формирование новых образовательных потребностей студентов музыкально-педагогических специальностей, обусловливают необходимость существенных изменений в деятельности педагога-музыканта, связанных с созданием и использованием цифровых образовательных ресурсов, широким внедрением приёмов и методов сетевого взаимодействия. Компьютерное музыкальное творчество студентов в процессе их информационной подготовки с использованием современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ) позволяет эффективно применять опыт традиционного обучения музыке и новые возможности современного музыкального компьютера.
Ключевые слова: Образование, информационные технологии, компьютерная программа, аудиоредактор, видеоредактор, видео-захват, нотатор, секвенсор, аранжировщик, конструктор, синтезатор, сэмплер, звук.
10.01.2014 - COMPUTER MUSIC IN THE TEACHER-MUSICIAN TRAINING
Authors: Gorbunova I. B., Pankova A. A.
Abstract: Information processes transform the environment of a modern professional musician cause the formation of students’ new educational needs in various musical disciplines. They necessitate the significant changes in activities of the teacher-musician associated with the creative work and the using digital educational resources as well as the widespread introduction of techniques and methods of networking. Music & computer technologies (MCT) allow to use fruitfully the rich pedagogical experience in traditional forms of teaching music as well as the unlimited possibilities of computers in a flexible and versatile manner.
Keywords: Education, information technology, MCT, computer software, digital audio editor, digital video editor, video capture, scorewriter, sequencer, arranger, designer, synthesizer, sampler, sound.
Автор: Алюнно М.
Аннотация: Концепция Gesamtkunstwerk, которая описана и реализована в теоретических трудах и музыкальных драмах Вагнера, проявилась в кинематографической эстетике и языке кино уже в начале прошлого века. Однако за последние сто лет теории Вагнера претерпели существенные изменения, которые в некоторых случаях противоречат исходной модели. Кинематографисты модифицировали её, исходя из своих идеологических соображений, общей культурной обстановки и собственных предпочтений. В частности, в "Парсифале" одними из компонентов "тотального произведения искусства", которые были последовательно переосмыслены, являются оперные образы в их сценографической реконструкции и изобразительном перевоплощении. На примере иконографического анализа двух экранизаций "Парсифаля" (Эдисон, 1904 и Зиберберг, 1982) показано, как изменился визуальный аспект Gesamtkunstwerk, и, следовательно, нарушилась концепция "тотального произведения искусства".
Ключевые слова: Вагнер, Парсифаль, Эдисон, Зиберберг, фильм, опера, иконография, Gesamtkunstwerk.
Author: Alunno M.
Abstract: The concept of Gesamtkunstwerk (as expressed and realized in both, Wagner’s theoretical writings and music-dramas) has informed the aesthetics of cinema and filmic language since the early beginning of the last century. However, over the past one hundred years, Wagner’s theories have undergone significant mutations that in some cases contradicted the original model. Filmmakers have altered that model according to their own ideological aims, cultural background and individual taste. With respect to Parsifal, one of the components of the "total work of art" that has been consistently reinterpreted is the opera’s imagery in terms of either scenographical reconstruction or visual representation. The iconographical analysis of two cinematographic versions of Parsifal (Edison, 1904 and Syberberg, 1982) illustrate how the visual aspect of the Gesamtkunstwerk has changed and, in doing so, the concept of the "total work of art" has undermined itself.
Keywords: Wagner, Parsifal, Edison, Syberberg, film, opera, iconography, Gesamtkunstwerk.
21.12.2012 - ИСТОКИ МЕДИАМУЗЫКИ
Автор: Чернышов А. В. ❑
Аннотация: В статье исследуются истоки музыки регулярного электронного вещания, предпосылки которого появились в XIX веке. Здесь особенно выделяются "телефонные концерты", "граммофонные концерты" и прото-звуковые фильмы (Т.Эдисон, У.Диксон, Ш.Пате, О.Месстер). В начале ХХ века явным прообразом медиамузыки выступает музыка демонстрации "немого" кино, в которой сложилось разделение на внутрикадровые и закадровые звуковые слои, метод компиляции, основы синхронизации между музыкальным звуком и внемузыкальными "монтажными" структурами. Также истоками музыки электронных СМИ можно считать попытки осознать "музыкальные" возможности шума, которые впоследствии воплотятся в феномене "шумомузыки" медийной аудиопартитуры (Л.Руссоло, Арс.Авраамов, Д.Вертов, В.Руттман, Н.Воинов, П.Шеффер). Рассматриваются отечественные, европейские и североамериканские опыты.
Ключевые слова: Медиамузыка, шумомузыка, кино, кинотека, граммофон, фонограф, телефон, телерадиовещание, СМИ.
21.12.2012 - MEDIAMUSIC ORIGINS
Author: Chernyshov A. V.
Abstract: The article investigates the origins of music in electronic regular broadcasting, which conditions have appeared in the XIX century. They stand out in the "telephone concerts", "phonograph concerts" and the proto-sound films (T.Edison, W.Dickson, Ch.Pathé, O.Messter). In the early twentieth century, a clear prototype of mediamusic playing by the music of "silent" films, which has been divided on the on-screen and offscreen sound layers, the method of compilation, the basics of synchronization between musical sound and off-music montage-structures. In addition, the origins of music of electronic mass media can be regarded as attempts to understand the "musical" noise features, which subsequently materialize in the phenomenon of "noisemusic" of media audio-score (L.Russolo, Ars.Avraamov, D.Vertov, W.Ruttmann, N.Voinov, P.Schaeffer). Are considered Russian, European and North American experiences.
Keywords: Mediamusic, noise-music, film, kinotheka, gramophone, phonograph, telephone, mass media, broadcasting.
При цитировании, перепечатке или архивировании материалов ЭНЖ "Медиамузыка" ссылка на журнал строго обязательна!
When citing, reprinting or archiving materials of e-journal, reference to the ESM Mediamusic is strictly required!