Get Adobe Flash player

Процессы информатизации преобразуют среду профессиональной деятельности современного музыканта, формируют новые образовательные потребности студентов различных музыкальных специальностей, обусловливают изменения в деятельности педагога-музыканта, в частности связанной с использованием цифровых образовательных ресурсов, а также широким внедрением приёмов и методов сетевого взаимодействия и современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ), обладающих широким спектром возможностей [3; 4]. "Музыкальный компьютер" сегодня становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и всё шире применяется в педагогической практике.

Изменились способы выражения и фиксации музыкальных мыслей. Например, в некоторых компьютерных программах (Cubase, Cakewalk и др.), наряду с привычным нотоносцем используется сетка, а вместо нот композитор предпочитает "рисовать" прямоугольники, соответствующие той или иной длительности и высоте (режим Piano Roll).

Процесс создания музыкального произведения обогатился дополнительными способами и вспомогательными элементами. К тому же упростились технологии и увеличились скорости производства музыки. Мир ещё никогда не был настолько озвучен: где бы ни находился человек, его везде окружает музыка, происходит повсеместное озвучивание окружающей среды (звонки мобильных телефонов, музыка в магазинах, транспорте и т. д.). Абсолютно любые действия современный человек может сопровождать музыкой, которая или является заданным элементом фонодизайна данного пространства, или выбирается им самим.

Отличительная особенность современной акустической среды заключается в том, что её свойства всё в большей степени становятся зависимыми от деятельности самого человека. Активно развились звуковоспроизводящие устройства персонального использования — портативные плееры, сотовые телефоны, планшетные компьютеры, позволяющие человеку самостоятельно выбирать музыку и при этом свободно передвигаться с нею в пространстве, что, естественно, меняет способы восприятия музыки и механизмы её функционирования. В связи с этим одной из актуальных задач музыкознания является изучение процессов распространения технологий, информационной культуры и их влияния на становление современного музыканта [1; 2].

Каждый день мир цифровых технологий обновляется и развивается. Появление планшетных компьютеров стало не только новым способом получения звуковой информации, но и новым способом восприятия визуального пространства и видения мира. Многие мобильные устройства, стремясь к миниатюризации и большей функциональности, обладают при этом значительной мощностью, что позволяет обрабатывать огромное количество информации. Возникают и новые способы получения, хранения и распространения информации (в том числе "облачные технологии").

Невозможно отрицать нарастающую и повсеместную увлечённость планшетами детей. Для них уже существует огромное количество интернет- легко доступных и развлекательных сервисов. Кроме того, планшетные технологии могут быть использованы как совершенно новая (иная по форме и содержанию) ресурсная платформа для занимательного интерактивного обучения. Это влечёт за собой необходимость введения в систему профессионального музыкального образования актуальных образовательных программ. Важной задачей здесь является обеспечение и освоение педагогами-музыкантами практических навыков преподавания с привлечением современных технологий, основой которых является мобильное обучение, основанное на облачно-ориентированных технологиях, мобильных образовательных сервисах, ресурсах и приложениях.

Ключевая идея такого обучения состоит в том, что преподаватели и ученики могут иметь доступ к необходимым данным с любого цифрового носителя в любое удобное время. Именно это поспособствует динамичному переходу к инновациям в музыкальном образовании, а также улучшению организации и автоматизации процессов обучения. К тому же это может предоставить принципиально новые экономические возможности для образования.

Студенты и школьники, обладатели планшетов на платформах Android и iOS (Apple), заведомо знакомы с понятием "облачное хранилище", так как сервисы Google Диск и iCloud позволяют хранить разного рода информацию (фотографии, тексты, видео, аудио, приложения, контакты), а также синхронизировать свои данные с планшетов и смартфонов с данными "облака". К примеру, сервисы "Google Apps для учебных заведений" (G Suit) и Microsoft Live@edu включают в себя огромный спектр инструментов, благодаря которым можно совместно создавать, редактировать, передавать файлы стандартного офисного пакета (электронные таблицы, текстовые файлы, презентации, рисунки) с любого цифрового устройства на удалённом сервере, не устанавливая пакет офисного программного обеспечения на само устройство. Все действия одного ученика сохраняются и синхронизируются в "облаке" с устройствами других пользователей, в том числе, с устройством преподавателя, который ведёт тщательный мониторинг и оценку результатов процесса обучения в реальном времени. Для дистанционного музыкального образования это важный момент.

Для современных школьников и студентов, пребывающих в мире, окружённом планшетными технологиями, они уже не являются чем-то необычным и сложным. Благодаря высокой интуитивности программного обеспечения, оно может использоваться без специального изучения принципов работы самих устройств. Этот факт является значительным, так как дети, работая с планшетами, не нуждаются в посреднике. Тем не менее, многие из них не знают, как использовать цифровые инструменты для того, чтобы дополнить или укрепить свои учебные знания.

Процесс мобильного обучения включает основные педагогические функции (мотивационную, информационную, функцию управления учебной деятельностью, контролирующую и корректирующую функцию, а также функцию, формирующую навыки) и возможности использования информационно-телекоммуникационных технологий для стимулирования творческой активности к изучению материала и поиску ответа, адаптивности и учёта познавательных возможностей обучаемых.

Доступ к средствам обучения и адекватные формы реализации учебной интеракции являются основой любого педагогического процесса. Благодаря планшетам это легко достижимо. "Планшетное" обучение основывается на дидактических, технических, информационных идеях, которые направлены на реализацию дистанционного образования. Беспроводной доступ в Интернет, например, при помощи технологий Wi-Fi, открывает перед учащимися путь к огромной базе знаний, для них становится возможна помощь тьютора или педагога (комментирование, обсуждение, видеосвязь и др.) как участника цифровой коммуникации.

Наличие сенсорной клавиатуры и жестикуляционного интерфейса, возможности бесшумного набора текста и нот позволяют лучше сосредоточиться на самом процессе. Рукописный ввод (с помощью пальцев или стилуса) даёт возможность подключить к процессу обучения моторную память на более высоком уровне, чем при использовании клавиатуры персонального компьютера. Планшет имитирует использование листа бумаги, а электронное перо не только дублирует функции мышцы, но и выступает в роли ручки или карандаша.

На начальном этапе обучения музыке планшетный компьютер, как правило, используется в качестве замены электронного учебника. Однако его интерактивные и мультимедийные возможности в данном случае расширяются (мгновенный поиск нужной информации в Интернете, её обновление, создание гиперссылок, прослушивание аудио, просмотр видео). Ученики пользуются музыкальной фонотекой, содержащей произведения разных музыкальных эпох, участвуют в музыкальных викторинах и тестах, созданных преподавателем при помощи онлайн-приложений и онлайн-ресурсов (Online Audio Cutter, Google Диск, Google Формы). Достаточно мощная акустическая система современных устройств позволяет использовать планшет как музыкальный центр и звуковоспроизводящее устройство (можно дополнительно подключить внешние колонки). Можно совместно прослушивать определённый отрывок звучащего произведения, регулировать громкость, изменять соотношения высоких и низких частот с помощью установленного на планшете виртуального проигрывателя.

Применение планшетных технологий в процессе обучения

Кроме того, можно использовать наушники во время работы с обучающими аудиоматериалами, которые помогут улучшить знания и сделать изучение предмета более полным (например, при написании музыкального диктанта на сольфеджио или при прослушивании фрагментов произведений на музыкальной литературе). Это позволяет учащимся с разным уровнем знаний находиться в одной аудитории и выполнять разные действия и задания, которые соответствуют именно их уровню обучения.

Анализ использования детьми планшетных компьютеров и смартфонов вне музыкальной школы показал, что многие из них пользуются различными приложениями для работы с музыкальной звуковой информацией (монтаж мелодий для рингтонов и др.) и видеоинформацией (конвертация, обработка, создание музыкального слайд-шоу). Например, это приложения:

Photo Editor Pro

Ringdroid

Magisto

Photo Editor Pro

Ringdroid

Magisto

Многие дети, даже не имея музыкального образования, используют простые приложения для сочинения музыки в разных современных танцевальных стилях (Drum’n’bass, Dubstep, Electronic, Trip Hip Hop и др.):

Drum Pads 24 — Beats and Music

Music Maker JAM

Drum Pads 24 — Beats and Music

Music Maker JAM

Эти и аналогичные приложения содержат студийные "сэмплы" и "пэды", которые позволяют создавать, записывать собственные "импровизации", а также делиться ими с друзьями (с устройства на устройство через Bluetooth и NFC, через электронную почту или социальные сети). Такие устройства, как iPad, iPhone, iPod в стандартных приложениях имеют программу GarageBand, которая является цифровой звуковой рабочей станцией и секвенсором для записи и воспроизведения многоканального аудио. Дети с огромным интересом пользуются этим приложением, которое имеет более ста виртуальных инструментов. Играть на них можно при помощи виртуальной клавиатуры или внешней MIDI-клавиатуры.

Далее мы остановимся на вариантах использования различных мобильных приложений, применимых в процессе обучения музыке на любых этапах и в любом предметном музыкальном направлении (будь то теоретический или практический курс), делая акцент на преподавании сольфеджио. На данный момент существует огромное количество обучающих приложений (их можно легко найти в PlayMarket или в AppStore), нацеленных на различные стороны развития музыкальной грамотности, музыкального слуха и мышления.

Так, используя на уроках сольфеджио приложение Walk Band — Музыкальная студия для Android или GarageBand для iOS, можно создавать целый "оркестр планшетов" из различных тембров, что является прекрасной альтернативой шумовым оркестрам. Такая форма творческой коллективной работы очень подходит для разучивания новых ритмических рисунков. Хорошо подобранный репертуар ансамблевого музицирования раздвигает горизонты познанного детьми в музыке, пополняя фонд их слуховых впечатлений, и играет активную роль в процессе становления и развития музыкального мышления и интеллекта ребёнка. А многоканальная запись в этих приложениях предоставляет ученикам возможность для различных форм работы с музыкальными фрагментами (записывать небольшие партитуры в формате MIDI, переинструментовывать их, сокращать, совмещать различные фрагменты).

Функциональность таких приложений, как Midi Sheet Music, позволяет импортировать готовый MIDI-материал в PDF-формат для печати на бумаге. Тут можно прослушивать произведения или музыкальные отрывки-примеры (на экране при этом отмечаются звучащие ноты на нотном стане и виртуальной фортепианной клавиатуре).

Несомненным достоинством мобильных приложений является то, что они превращают тренировку слуха и форму проверки знаний в увлекательный процесс, весьма приветствуемый учащимися. Их использование способствует созданию у учеников конкретных образов, подкрепляющих абстрактные знания и делающих их более осмысленными.

Например, приложение Perfect Ear ("Абсолютный слух") содержит различные упражнения, ориентированные на развитие слуха: сравнение и определение интервалов, определение ладов и аккордов. Можно даже корректировать спетые в микрофон звуковысотные последовательности при помощи сетки pitch-редактирования. Также это приложение содержит ряд упражнений на развитие чувства метроритма (разные типы ритмов необходимо выстукивать на экране либо выбирать из нескольких вариантов прозвучавшую ритмоформулу).

Известно, что упражнения, основанные на механистическом повторении в традиционном обучении на уроках сольфеджио, требуют для освоения и запоминания материала больших временных затрат. В данном случае, использование приложения Perfect Ear, насыщенного различными типами проверочных упражнений и тренировки слуха, является эффективным средством экономии времени. А разнообразие форм заданий существенно активизирует развитие музыкального слуха и мышления. При этом понимание элементов музыкального языка происходит с помощью ощущений и зрительно-наглядных представлений, что, по сравнению с возможностями вербального общения, имеет более конкретную и динамичную природу восприятия. Используя подобные приложения на уроках, а также побуждая к выполнению индивидуальных заданий учащимися дома, педагог может помочь им преодолеть отставание, добиться максимального взаимодействия разных элементов музыкального слуха. Кроме этого, интерактивные творческие задания положительно влияют на развитие памяти, воображения, а также наделяют музыкальное мышление учащихся более глубоким образно-эмоциональным содержанием.

Важный этап в формировании музыкальных способностей — развитие певческих навыков и элементарного интонирования. Колыбельные песни, потешки, пословицы, скороговорки и сказки обогащают словарный запас, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух и др. Здесь есть множество приложений, которые в интерактивной форме помогают учащимся справиться с артикуляционными проблемами. Разнообразные упражнения, развивающие навыки пения и расширяющие вокальный диапазон, содержит приложение Vocalist Lite. Здесь можно импортировать необходимые одноголосные мелодии (к примеру, записанные в нотном редакторе Maestro), петь их (на экране при этом мгновенно будут выводиться комментарии, в случае если была спета неправильная нота). Это приложение удобно использовать для самопроверки, например, перед сдачей выученного номера по сольфеджио.

Если необходимо петь мелодию с аккомпанементом, то его можно набрать, к примеру, в нотном редакторе. Здесь подойдёт приложение для набора партитур Ensemble Composer. Аранжировку можно сделать и при помощи вышеупомянутого приложения Walk Band — Музыкальная студия. Также можно воспользоваться секвенсором Chordbot, где надо указать гармонии и выбрать жанр композиции.

Одно из самых интересных приложений, которое можно использовать на уроках музыкальной литературы, а также предложить ученикам самостоятельно прослушивать музыкальные произведения в игровой форме — это приложение "Кто автор: классическая музыка". Оно содержит сто шедевров классических произведений разнообразных эпох, помимо этого более чем для сорока произведений прилагается вариант в современной обработке.

В XXI веке многие классические произведения уже заведомо знакомы ученикам на слух, так как их можно услышать в кино или в рекламе, однако часто авторов и названий произведений ученики не знают. К примеру, при прослушивании фрагмента из балета "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева ("танец рыцарей") первой ассоциацией детей становится реклама автомобиля. Приложение "Кто автор…", благодаря двум взглядам на произведение (оригинал и ремикс), позволяет решить проблемы двойственного восприятия классической музыки. Вообще для знакомства с жизнью и творчеством композиторов есть целая серия приложений от различных разработчиков. Там содержится информация биографического характера, а также собрания сочинений с видеозаписями исполнений и нотами многих произведений.

Мобильное обучение — абсолютно новая форма работы, которая требует исследований для внедрения инноваций в образование. Отметим тот факт, что в планшетном компьютере вся информация подаётся, как правило, небольшими краткими блоками. Поэтому многие учебные материалы нужно адаптировать к мобильным устройствам, а контент на мобильной платформе должен выглядеть чрезвычайно прямолинейно и просто. Причём он должен учитывать особенности проведения музыкальных занятий без ущерба для глубины их содержания.

В условиях динамичного развития мобильных (планшетных) и облачных технологий требуются новые технологические решения и разработка педагогических условий их эффективного использования, поиск научных подходов к организации учебного процесса в музыкальном образовании. Основной задачей современного преподавателя музыки является преодоление разрыва между тем, как используют планшетные технологии студенты и школьники и реальными возможностями мобильно-компьютерных технологий для обучения, то есть выявление образовательного потенциала этих технологий. Нельзя сказать, что их использование в музыкальном образовании качественно изменяет саму систему музыкального образования. Они являются лишь дополнительным инструментом для создания более качественного и эффективного образования. При этом здесь важно найти баланс между сложившимися традициями музыкального образования и использованием новых информационных технологий обучения, соответствующих современному сознанию и опыту учащихся.

К слову, нами разработана программа повышения квалификации "Планшетные и облачно-ориентированные технологии в современном музыкальном образовании" для преподавателей ДМШ и ДШИ и учителей музыки общеобразовательных школ, а также создано методическое пособие "Мобильные технологии в музыкальном образовании".

Фрагмент занятия в ДМШ

Мобильные и облачно-ориентированные технологии позволяют знаниям преодолевать географические, социальные барьеры и доставляют пользователям научно-образовательную информацию наиболее экономичным и надёжным способом. На данном этапе развития информационно-коммуникационных технологий их применение является также одним из эффективных направлений в организации дистанционного образования педагогов-музыкантов в процессе повышения квалификации. Эти технологии способствуют улучшению организации процессов профессиональной подготовки и переподготовки преподавательских кадров.

Список литературы | Works cited

  1. Беличенко В. В., Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 220 с. | Belichenko V. V., Gorbunova I. B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternykh tekhnologiy v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyakh perekhoda na novye obrazovatel'nye standarty): Monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2012. 220 s.
  2. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании // Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29-31 окт. 2014: Материалы конф. / СПОИСУ. СПб., 2014. С. 320-322. | Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii // Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29-31 okt. 2014: Materialy konf. / SPOISU. SPb., 2014. S. 320-322.
  3. Горбунова И. Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании // Современное музыкальное образование – 2011: Материалы межд. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И. Б. Горбуновой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. С. 30-34. | Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii // Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie – 2011: Materialy mezhd. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. I. B. Gorbunovoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. S. 30-34.
  4. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138. | Gorbunova I. B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternykh tekhnologiy kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2004. № 4 (9). S. 123-138.

УДК 378.147

Библиографическая ссылка:

Яндекс.Метрика

Лицензия Creative Commons