Практика электроакустической и, в особенности, компьютерной музыки внесла существенные изменения в содержание понятия "музыкальный звук", в котором на первый план выступила его семиотическая сторона. Это очевидно при сопоставлении "традиционных" музыкальных звучаний со словесной речью или со звуками окружающей среды, смысл которых в зависимости от внимания слушателя к тем или иным аспектам соотношений между звучаниями и обозначенными ими объектами можно понимать то как музыкальный, то как внемузыкальный. Взаимоотношения между музыкой и более широкой категорией "искусство звуков" сегодня составляют одну из активно обсуждаемых проблем научного исследования: пространственные характеристики воспроизведения и отражения звука связаны с его тембровой стороной — от расположения источников звука в физическом пространстве до моделирования акустики помещения. Само понятие "музыкальный звук" развивается до понятия "музыкальный образ". Композиторы создают звук ("звукотембр"), считая процесс создания живым музыкальным творчеством, не столько конструктивным, сколько художественным явлением, углублённым проникновением в микромир звука, работой на обертоновом уровне (К. Штокхаузен, К. Эссль, Э. Артемьев, В. Ульянич и мн. др.). Они применяют разнообразные способы обработки звука непосредственно в процессе создания музыкального произведения и его исполнения. Так, Эдуард Артемьев отмечает: В пространстве можно бесконечно варьировать даже один звук: по-разному размещать, погружать, задерживать. <…> Понятие музыки настолько расширяется! Буквально одним звуком можно заворожить публику, загипнотизировать. Просто одним звуком, одним тембром [1].

Более того, аудиовизуальные композиции, где музыкальная, вербальная и изобразительная составляющие не соединены механически, а представляют собой единое, порой неделимое целое, сегодня уже выступают одним из пластов сложносоставного искусства. Цифровые видео-музыкальные инсталляции (или "перфомансы") и "интерактивная" музыка, для реализации художественных идей которой авторы создают собственный, оригинальный инструментарий, на основании которого осуществляется взаимодействие с компьютером как со своеобразным партнёром (программные алгоритмы, в процессе создания музыкального материала регулирующие взаимодействие компьютерной системы с человеком, MIDI-клавиатуры, различного рода сенсоры и контроллеры, микрофоны, web-камеры), позволяют передавать и получать информацию непосредственно от исполнителя к компьютеру. Воспроизведение музыкального материала с использованием такого инструментария — музыкально-компьютерных технологий (МКТ) — одновременно даёт возможность управлять в реальном времени различными параметрами видеоизображения или анимации. Неслучайно во многих учебных заведениях мира музыкантам сегодня преподаются элементы МКТ, аудиовизуального синтеза в системах мультимедиа и музыкального программирования.

Президент России Дмитрий Медведев в Учебно-методической лаборатории МКТ

Президент России Дмитрий Медведев
в Учебно-методической лаборатории "МКТ"
(РГПУ им. А. И. Герцена, 2010)

Направления, существовавшие до недавнего времени как спонтанные художественные явления, представленные экспериментальными работами отдельных авторов, начинают занимать определённые позиции не только в творческой жизни музыкальной и, в целом, творческой элиты, но и в современной системе художественного образования, что активно выражено, например, в "медиамузыкальном" направлении. Так, учебный авторский курс "Медиамузыка" Александра Чернышова призван осветить способы создания медиамузыки, проблемы музыкального оформления и музыкальной трансляции, методы более продуктивного и эффектного использования музыки в конкретной передаче, фильме и эфире в целом, определить параметры синтетического восприятия и анализа медиаструктур, использующих музыку в качестве одного из своих слоев. Сегодня, — справедливо пишет автор, — одновременно существует множество направлений в музыкальном творчестве. Музыка проявляет себя не только на концертной сцене и в театре, но и на радио, в клубах, на телевидении, в кино, в компьютерных играх, медицине, Интернете, звуковой рекламе и т. д., выступая в роли прикладного искусства [12, с. 4].

А примером широкой реализации цифровых направлений может быть голландская образовательная программа "Multimedia Storytelling", разработанная Университетом прикладных наук Утрехта (HU) и Учебным центром Нидерландского радио в г. Хилверсум (RNTC) и включающая следующее: технологии создания и подбора мультимедийного контента для повествования в Интернете; правила и основы web-письма (web-writing), психология интернет-читателя; изучение роли аудио-информации при создании мультимедийного рассказа, редактирование звука в программе Audacity; технологии создания видео-повествования, редактирование и монтаж в программе VideoPad Pro; использование визуальных сетевых технологий инструментов и интерактивных форм Google, освоение html-редакторов; освоение специализированных аудиовизуальных технологий и МКТ.

Для музыкального образования всё это имеет большое значение. Новый инструментарий МКТ адаптируется для развития различных музыкальных навыков и стимулирует творческую активность учащихся, которые становятся уникальными исполнителями на создаваемом ими интерактивном МКТ-инструментарии. Явные подтверждения тому — всероссийские и международные конкурсы музыкального творчества: "Электронная палитра" (Санкт-Петербург), "Музыка и Электроника", "Музыка ХХI века", "Музыкальная Электроника и МультиМедиа (МЭММ)" (Москва, Санкт-Петербург), "Мост Дружбы" (Дортмунд, Германия) и др. Однако музыкальная наука, в частности в России, отдалилась от современной практики. Подобно учёным Средневековья, которые описывали только церковную музыку и как бы не замечали менестрельной культуры, занимавшей несравнимо большую часть музыкальной практики того времени, сегодняшние музыковеды, прежде всего, концентрируют своё внимание на музыке академической традиции, эстраде, джазе и роке и как бы не замечают массового проявления музыки новейшего времени [12, с. 4].

Рекламное объявление

В связи с этим нами проанализированы методические проблемы обучения информационным технологиям (ИТ) студентов музыкально-педагогических специальностей в вузах и выявлено, что эффективность обучения достигается тогда, когда новые знания добываются в процессе творческой деятельности, когда учебная деятельность максимально приближается к содержанию музыкально-педагогического образования, и новые дисциплины изучаются в контексте с профессиональной деятельностью музыканта. Данный контекстный подход создаёт условия для лучшего понимания и усвоения программного материала по ИТ, способствует формированию умения самостоятельного использования полученных знаний в музыкально-творческой и преподавательской деятельности.

Понимая под обучением ИТ в системе современного музыкально-педагогического образования совокупность разнообразных процессов —

  • обучение базовым информационным дисциплинам  (например, это дисциплины  "Информационные технологии" для бакалавриата и "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для магистратуры по направлению 050100 "Педагогическое образование"), которые изучается будущими профессионалами на младших курсах);
  • обучение прикладным информационным и компьютерным технологиям, которые, как правило, изучаются будущими музыкантами-педагогами на старших курсах;
  • обучение ИТ на различных уровнях (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) [8; 9], —

мы разработали  методику обучения будущих учителей музыки, основанную на внедрении  комплекса образовательных дисциплин, позволяющего создать непрерывный и взаимообусловленный процесс обучения ИТ [10]. Комплекс был апробирован в процессе преподавания дисциплин "Информационные технологии", "Компьютерная музыка", "Информационные технологии в музыке", "Компьютерные технологии в музыкальном образовании" при реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров на факультете искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) и на факультете музыки РГПУ имени А. И. Герцена.

Было установлено, что навыки применения современных ИТ и информационную компетентность (ИК) будущих учителей музыки, основанную на активном использовании музыкально-компьютерных технологий [6; 11], расширяет, формирует и развивает работа над компьютерным музыкальным проектом, имеющим межпредметный характер. В процессе овладения дисциплинами рассматриваемого комплекса студенты создавали творческие проекты различного уровня: "микропроекты" (в рамках пройденной темы: 1-2 занятия) и "макропроекты", работа над которыми проводилась в течение семестра или всего учебного года.

Основные этапы проектной деятельности:

  1. Проблемно-целевой. Выбирается тема, изучаются подобные проекты и определяется, как должен выглядеть результат. На данном этапе происходит знакомство с технологией создания выбранного проекта, обсуждение, формулировка конкретных задач, определение источников информации;
  2. Разработка структуры проекта. Определяется структура проекта, деление учащихся на группы (если проект предполагает групповое исполнение). Также на этом этапе проводятся консультации с преподавателями смежных дисциплин, уточняется план деятельности и последовательности реализации проекта, утверждаются сроки его выполнения;
  3. Воплощение проекта. В ходе данного этапа происходит практическая работа над творческим проектом, воплощение задуманного. Как правило, такой этап делится на составные тематические блоки, состоящие из творческих заданий, последовательное выполнение которых ведёт к конечному результату;
  4. Предварительное обсуждение результатов. Анализ выполненной работы, достигнутой цели и результатов. Предварительный показ проекта. Планирование устранения недостатков, "работа над ошибками";
  5. Защита проекта. Защита проходит в форме публичного доклада, в процессе которого представляются результаты проектной деятельности и освещаются перспективы дальнейшего совершенствования данной работы и возможности использования её результатов в дальнейшей профессиональной и учебной деятельности. Защита творческого проекта позволяет оценить полноту и системность знаний, умений и навыков студентов в использовании ИТ в работе с музыкальным материалом, со звуком и мультимедиа, специальным профессиональным программным обеспечением. Критерии оценки каждого проекта могут быть различными, но общими являются: объём, полнота, законченность разработки; умение аргументировать своё мнение; эстетика представления результатов выполненной работы; уровень творческого самовыражения, художественно-эстетическая новизна и оригинальность раскрытия темы. Также защита проекта может проходить в рамках конкурсов, академических концертов, конференций, в том числе с использованием коммуникационных технологий путём размещения реализованного проекта на web-сайтах и последующего его обсуждения на тематических форумах.

Приведём примеры компьютерных музыкальных проектов, создаваемых в процессе обучения ИТ студентами — будущими учителями музыки — при освоении дисциплин разработанного комплекса.

Дисциплина "Информационные технологии" сегодня является обязательной дисциплиной математического и естественнонаучного цикла ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 050100 "Педагогическое образование". Внедрение и широкое использование возможностей МКТ при изучении данной дисциплины позволяет студентам музыкально-педагогических специальностей лучше понять и изучить информатику, освоить больше методических средств для формирования индивидуальной образовательной траектории и реализации педагогических технологий с использованием МКТ в будущей профессиональной деятельности учителя музыки [7].

В процессе практического освоения различных тем, включённых в дисциплину, студентами выполняются соответствующие учебные задания в форме творческого проекта, предполагающего применение МКТ. Так, например, при изучении средств отображения информации и проекционных технологий, а также интерактивных технологий и систем трёхмерной визуализации, студенты выполняют проект по анализу музыкальной информации с использованием различных вариантов её двух и трёхмерного графического отображения в программе Sonic Visualiser. При выполнении задания по теме "Использование коммуникационных технологий и их сервисов в образовании" студенты используют музыкальный онлайн-секвенсор Soundation, с помощью которого ими создаются собственные творческие музыкальные проекты.

В ходе выполнения творческих проектов студенты знакомятся с аппаратным и программным обеспечением на примере музыкального компьютера, овладевают основными функциональными возможностями и пользовательским интерфейсом следующих групп прикладных программ для компьютерного музыкального творчества:

  • нотно-издательские программы (Encore, Sibelius);
  • программы-конструкторы (Dance Machine, eJay Dance, eJay Hip-Hop);
  • программы-автоаранжировщики (EasyKeys, Techno Dance Music Station Pro);
  • программы-секвенсоры (Soundation, SONAR);
  • библиотеки звуков, сэмплеры, виртуальные синтезаторы (Edirol HQ-OR и Super Quartet);
  • аудиоредакторы (Sound Forge, WaveLab);
  • программы анализа и отображения содержимого аудио файла (Sonic Visualiser).

Дисциплина "Информационные технологии в музыке"ориентирована на продолжение формирования у студентов знаний в области информатики с помощью МКТ, которые не только помогут в дальнейшем успешно освоить следующие дисциплины, связанные с этим направлением, но и повысить уровень информационной и профессиональной компетенции будущих учителей музыки [2; 3; 4; 5]. В ходе выполнения лабораторных работ по данной дисциплине студенты музыкально-педагогических специальностей получают базовые навыки работы с программными и аппаратными средствами современных ИТ с использованием МКТ. Студенты осваивают и практикуются в использовании основных элементов интерфейса и возможностей следующих программ:

  • нотно-издательские программы (Sibelius, Finale);
  • программы-конструкторы (GrooveMaker, FL Studio);
  • программы-секвенсоры (REAPER, SONAR);
  • программы-автоаранжировщики (Techno Dance Music Station Pro, Band-in-a-Box);
  • аудиоредакторы (Sound Forge, Samplitude Music Studio);
  • виртуальные синтезаторы и сэмплеры (Edirol HQ-OR, KORG Legacy Collection);
  • программные модули для обработки звука (L3 Multimaximizer, TrueVerb);
  • видеоредакторы (TMPGEnc XPress, VEGAS Movies Studio Platinum);
  • программы видео-захвата изображения с экрана (HyperCam, Rylstim Screen RecorderCamStudio);
  • создание CD, DVD, Blu-ray и т. п. встроенными средствами OS Windows.

Здесь приведён фрагмент работы, проделанной совместно студентами РГПУ и ВГПУ во время обучения по дисциплине "Информационные технологии в музыке". Учебный проект называется "Создание саундтрека к мультфильму "Атлантида: Затерянный мир" (режиссёр Гэри Траусдэйл)".

На завершающем этапе изучения дисциплины полученные навыки закрепляются в ходе выполнения творческих проектов в системах дистанционного музыкального образования (например, мультиуниверситетского образовательного ресурса Coursera). Использование технологии дистанционного обучения особенно актуально для будущих учителей музыки, поскольку на практике позволяет убедиться в её эффективности, а следовательно, и глубже осознать необходимость организации учебного процесса с применением современных технологий обучения, к которым на сегодняшний день относятся компьютерные, дистанционные, открытые и опережающие технологии обучения. Вот, к примеру, обучающий видеоролик-скринкаст по созданию звуковых эффектов "chorus" и "phaser", выполненный Тимоти Томасом в интернет-школе Музыкального колледжа Беркли на web-портале coursera.org:

В процессе работы над творческими проектами используются разнообразные программные и аппаратные средства МКТ [5].  Приведём пример творческого учебного проекта ""Картинки с выставки" М. П. Мусоргского" [Таблица 1] в рамках которого студенты осваивают навыки работы в аудио, видео и графических редакторах (Sound Forge, VEGAS Movies Studio Platinum, Photoshop) на основе музыкального материала. Результаты творческой работы оформляются в виде мультимедийной презентации (ProShow Producer).

Таблица 1

№ п/п

Разделы творческого учебного проекта

Содержание разделов творческого учебного проекта ""Картинки с выставки" М. П. Мусоргского"

1.

Подготовка теоретического материала.

Подготовить теоретический материал, который включает:

  • биографические сведения о жизни и творчестве М. П. Мусоргского, В. А. Гартмана;
  • историю создания цикла пьес "Картинки с выставки", интересные факты и события, связанные с его созданием;
  • наглядный и иллюстративный материал: аудио, видео и нотные примеры (фрагменты рукописи) пьес, а также примеры оркестровых и не-оркестровых обработок,  цитирование отдельных пьес, театральные постановки, мультфильмы и фильмы с использованием цикла пьес "Картинки с выставки".

2.

Запись собственного исполнения произведения выбранного композитора.

Запись и последующая обработка собственного исполнения одной из пьес цикла "Картинки с выставки" c использованием аудио редактора (Sound Forge).

3.

Создание презентации.

Обработка собранного материала для включения его в презентацию (ProShow Producer).

Проекты в рамках дисциплины "Компьютерные технологии в музыкальном образовании" представляют собой разработку мультимедийного учебного пособия для проведения уроков в рамках различных музыкальных дисциплин (сольфеджио, гармонии, полифонии, музыкальной литературы и т. д.). Например, в рамках реализации творческого макропроекта по созданию мультимедийного учебника "Практический курс по сольфеджио" каждым студентом выполняется микропроект по разработке одного из его разделов ("Интервалы", "Лады народной музыки", "Тритоны" и т. д.) [Таблица 2].

Таблица 2

№ п/п

Разделы творческого микропроекта

Содержание разделов творческого микропроекта "Лады народной музыки"

1.

Подготовка теоретического материала.

Изучение истории возникновения ладов народной музыки, характерных особенностей их построения. Подготовка иллюстрирующего мультимедийного материала (рисунков, анимации, нотных и аудио-примеров ладов, обучающего видеоматериала и т. д.).

2.

Формирование раздела мультимедийного учебника.

Наполнение одного из разделов ("Лады народной музыки") мультимедийного учебника ("Практический курс по сольфеджио") собранными видео-, аудио- и графическими материалами. Разработка дизайна и пользовательского интерфейса (с использованием программ пакета SunRav BookOffice).

3.

Разработка контрольного теста.

Включение в разработанный учебник интерактивного теста (с использованием программ пакета SunRav TestOfficePro), содержащего:

  • теоретические вопросы (история зарождения ладов, правила и особенности их построения);
  • задания на слух (определить лады по представленному музыкальному примеру);
  • музыкальный диктант в любом из указанных ладов.

В результате, подготовленные тематические разделы объединяются в единое мультимедийное Учебное пособие, которое может использоваться будущими учителями музыки в профессиональной деятельности.

Учитывая, что разработанный нами комплекс дисциплин имеет уровнево-модульную структуру, выполняемые проекты также поддерживают данный принцип построения образовательного процесса. Такой подход позволяет гибко выстраивать проекты из тематических блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определённой аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получают возможность самостоятельно работать с предложенным им проектом в удобном для них темпе. Организация выполнения практических заданий с использованием проектного метода и построение проектов по уровнево-модульному принципу наилучшим образом отвечает требованиям современных направлений в развитии образования и решает ряд актуальных задач:

  • дифференцировать содержание обучения путём группировки модулей, обеспечивающих изучение курса в полном, сокращённом и расширенном вариантах, что помогает решить проблему уровневой и профильной дифференциации и использовать один курс для подготовки учащихся разных специальностей;
  • дифференцировать содержание обучения путём выбора уровня сложности каждого конкретного тематического блока от базового до углублённого с учётом индивидуального уровня подготовки студента;
  • производить самостоятельный выбор учащимися индивидуальной образовательной траектории и обеспечить им возможность реализации проекта в наиболее эффективном темпе;
  • обеспечить высокую мотивацию развития умений самостоятельной работы с разными источниками информации (самостоятельного освоения материала);
  • повысить качество подготовки студентов за счет структурированности учебного материала и законченности изучения разделов.

Построение индивидуальной траектории обучения информационным технологиям в рамках модульного подхода для студентов музыкально-педагогических специальностей наиболее эффективно, поскольку позволяет учесть специфику учебного процесса, гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения с целью реализации наиболее эффективных образовательных траекторий студентов. Так, учебная программа "Компьютерные технологии в музыкальном образовании" состоит из тематических блоков, каждый из которых предполагает изучение теоретического раздела и практическое выполнение проекта с использованием необходимых средств ИТ и МКТ. Такое построение учебного процесса позволяет подготовить студентов не только к работе с изучаемыми программными продуктами, но и сформировать у них целостное представление о современных ИТ и возможностях их применения в профессиональной деятельности, что особенно важно в условиях информатизации современного образования.

В процессе обучения студенты получают некоторые задания в виде комплекта (кейса) учебно-методических материалов для самостоятельного изучения и выполнения соответствующего проекта. Данная кейс-технология позволяет воспитать самостоятельность в решении будущих профессиональных задач, в том числе задач, с которыми они ранее не сталкивались. Также кейс-технология позволяет более эффективно использовать аудиторное время за счёт эффективной организации самостоятельной работы студентов.

Дисциплина "Компьютерная музыка" предусматривает повышение ИК студентов-музыкантов в процессе создания собственных музыкально-творческих проектов, а также получение профессиональных навыков владения современными ИТ в области звукорежиссуры и компьютерного музыкального творчества. В процессе освоения тем данной программы студентами выполняются соответствующие учебные творческие проекты, формирующие практические навыки работы в различных музыкально-направленных сферах. Работа учащихся над проектом включает в себя создание с использованием средств современных МКТ музыкального сопровождения для озвучивания фильмов, мультфильмов, спектаклей, компьютерных игр, web-сайтов. Следует отметить, что для успешного выполнения такого творческого проекта, необходимо владеть не только основными навыками работы в сфере ИТ и МКТ, но также свободно использовать полученные знания и умения музыкальной направленности в области сольфеджио, гармонии, полифонии, инструментоведения и т. д.

Практическая работа над творческим проектом дисциплины "Компьютерная музыка" делится на ряд тематических блоков, каждый из которых, в свою очередь, может быть выполнен на базовом или углублённом уровне сложности [Таблица 3].

Таблица 3

Этапы воплощения проекта

Базовый уровень (Б.У.)

Углубленный уровень (У.У.)

Эскиз.

Создание эскиза. Замысел музыкального произведения. Выбор видеосюжета. Музыкальные наброски основного контура (мелодии, сопровождения, примерная инструментовка, структура произведения, особенности фактуры, тонального плана и т. д.). Нотный текст может создаваться в нотных редакторах (Finale или Sibelius) или сразу в секвенсоре (SONAR, Cubase и др.). Используется заимствованный материал подобранный на слух или переписанный с готовых партий.

Создание эскиза. Замысел музыкального произведения. Выбор видеосюжета. Музыкальные наброски основного контура (мелодии, сопровождения, примерная инструментовка, структура произведения, особенности фактуры, тонального плана и т. д.). Нотный текст может создаваться в нотных редакторах (Finale или Sibelius) или сразу в секвенсоре (SONAR, Cubase и др.). Используются собственные композиции, созданные на основе заданных параметров или полностью самостоятельных.

Работа с эскизом в музыкальном секвенсоре.

  1. Написание задуманных партий, добавление других голосов, сопровождения. Весь творческий процесс проходит в музыкальном секвенсоре (SONAR).
  2. Назначение различных инструментов для партий (используя банк звуков самого секвенсора или дополнительных плагинов (Edirol HQ-OR и Super Quartet, KORG Legacy Collection и др.).
  3. Расстановка динамических оттенков основных партий в окне "Piano Roll" музыкального секвенсора (SONAR).
  1. Написание задуманных партий, добавление других голосов, сопровождения. Весь творческий процесс проходит в музыкальном секвенсоре (SONAR).
  2. Назначение различных инструментов для партий (используя библиотеки звуков GigaStudio, Kontakt, Nexus и др.).
  3. Расстановка динамических оттенков и других нюансов исполнения всех партий в окне "Piano Roll" музыкального секвенсора (SONAR).

Сведение и мастеринг.

Сведение и мастеринг в музыкальном секвенсоре.

  1. Расстановка баланса, панорамы в программе-секвенсоре (SONAR).
  2. Работа со звуком  в музыкальном секвенсоре (SONAR) с помощью дополнительных плагинов для мастеринга (L3 Multimaximizer, TrueVerb).

Сведение и мастеринг в программах для обработки звука.

  1. Конвертация из секвенсора (SONAR) отдельно каждой дорожки в аудиофайлы для дальнейшей работы в аудиоредакторе (Audition).
  2. Загрузка предварительно сконвертированных в секвенсоре файлов в аудиоредактор Audition.
  3.  Удаление шумов и других лишних элементов.
  4. Расстановка треков по своим местам согласно задумке произведения.
  5. Расстановка уровней громкости каждой партии отдельно.
  6. Настройка панорамы звучания инструментов.
  7. Обработка звука каждого трека отдельно.
  8. Создание изменений параметров эффектов (высота, темп) с течением времени на отдельных дорожках или на управляющей дорожке.
  9. Удаление звуковых искажений.
  10. Конвертация материала в удобный формат для дальнейшей работы в программах для мастеринга. Работа над звуком с готовым аудиофайлом в программе для мастеринга (с помощью плагинов T-RackS, IZotope Ozone и др.).

Сохранение готового материала.

Экспортирование готового материала из музыкального секвенсора. Экспортирование в  аудиофайл различных форматов (.wav, .mp3, .ogg и др.).

Сохранение готового материала в итоговый аудио файл. Сохранение результата в различных общедоступных аудиоформатах (.wav, .mp3, .ogg и др.).

Работа в аудиоредакторе.

Заключительная работа над звуком в аудиоредакторе. Нормализация звука в аудиоредакторе (Sound Forge).

Заключительная работа над звуком в аудиоредакторе. Нормализация звука в аудиоредакторе (Audition).

Работа в видеоредакторе.

Совмещение звука и видеосюжета. Наложение аудиофайла на (заимствованный) видеосюжет с использованием видеоредактора (TMPGEnc XPress, VEGAS Movies Studio Platinum).

Совмещение звука и видеосюжета. Наложение аудиофайла на видеосюжет (заимствованный или самостоятельно созданный) с последующим использованием  эффектов как на аудио-, так и на видеофайл средствами видеоредактора (VEGAS Pro, Premiere Pro, Pinnacle Studio и др.).

Запись на внешние накопители информации различных типов.

Создание CD, DVD, Blu-ray и т. п. встроенными средствами OS Windows.

Создание CD, DVD, Blu-ray с помощью специализированного программного обеспечения Nero или средствами мультитрекового аудиоредактора Audition.

Вот один из вариантов творческой работы студентов, выполненных под руководством А. А. Панковой в процессе обучения дисциплине "Компьютерная музыка" в ВГПУ:

Следующая схема иллюстрирует многовариантность формирования индивидуальной образовательной траектории (стрелками указаны варианты выполнения проекта, описанные в Таблице 3, пунктиром отмечены возможные альтернативные пути реализации проекта студентами):

Возможности формирования индивидуальной образовательной траектории на этапе воплощения творческого проекта

Возможности формирования индивидуальной образовательной траектории
на этапе воплощения творческого проекта

Особо подчеркнём, что этапы работы над творческим проектом затрагивают не только темы профессиональной музыкальной сферы, но и области ИТ, раскрывая их оптимально-удобным образом для студентов в соответствии со спецификой их профессиональной деятельности. Таким образом решаются задачи, связанные с объёмом и уровнем знаний будущего педагога-музыканта в соответствии с требованиями современного ФГОС ВПО в области ИТ, а, главное, намечаются пути и конкретные примеры реализации полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности.

Сегодня компьютерное музыкальное творчество рассматривается с позиций педагогики, психологии, музыковедения, культурологии, психоакустики и информатики. Эта многосторонность ракурсов рассмотрения новейшей учебно-художественной творческой деятельности позволяет выстроить концепцию "МКТ в Школе цифрового века", включающую эту деятельность в контекст исторического развития музыкальной культуры, искусства и образования, раскрывающую её ключевые признаки и определяющую содержание, принципы и методы обучения, направленного на её освоение.

Список литературы

  1. Артемьев Э. Электроника позволяет решить любые эстетические и технические проблемы // Звукорежиссёр. 2001. № 2. С. 56-61.
  2. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. Т. 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 175 с.
  3. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. Т. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 210 с.
  4. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. Т. 3. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 399 с.
  5. Горбунова И. Б., Заливадный М. С. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. Т. 4. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 180 с.
  6. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория // ЭНЖ "Медиамузыка". № 1 (2012). URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html
  7. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
  8. Горбунова И. Б., Заливадный М. С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов // Проблемы музыкальной науки. № 1 (12). 2013. С. 272-276.
  9. Горбунова И. Б., Кибиткина Э. В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов // Искусство и образование. 2010. № 5 (67). С. 104-111.
  10. Горбунова И. Б., Панкова А. А. Компьютерная музыка. Т. 1.: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 215 с.
  11. Горбунова И. Б., Романенко Л. Ю., Родионов П. Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 39-48.
  12. Чернышов А. В. Медиамузыка в системе музыкального образования // Музыка и Электроника. 2009. № 2. С. 4-7.

References

  1. Artem'ev E. Elektronika pozvolyaet reshit' lyubye esteticheskie i tekhnicheskie problemi. In Zvukorezhisser, 2001, no. 2, pp. 56-61. (In Russian).
  2. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009, vol. 1. 175 p. (In Russian).
  3. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2010, vol. 2. 210 p. (In Russian).
  4. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011, vol. 3. 399 p. (In Russian).
  5. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2013, vol. 4. 180 p. (In Russian).
  6. Gorbunova I. B. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii: laboratoriya. In ENZh "Mediamuzyka" [ESM "Mediamusic"], 2012, no. 1. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html (In Russian).
  7. Gorbunova I. B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternykh tekhnologiy kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. In Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena, 2004, no. 4 (9), pp. 123-138. (In Russian).
  8. Gorbunova I. B., Zalivadniy M. S. O matematicheskikh metodakh v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. In Problemy muzykalnoy nauki [Music Scholarship], 2013, no. 1 (12), pp. 272-276. (In Russian).
  9. Gorbunova I. B., Kibitkina E. V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki spetsialistov. In Iskusstvo i obrazovanie, 2010, no. 5 (67), pp. 104-111. (In Russian).
  10. Gorbunova I. B., Pankova A. A. Komp'yuternaya muzyka. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2013, vol. 1. 215 p. (In Russian).
  11. Gorbunova I. B., Romanenko L. Yu., Rodionov P. D. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v formirovanii informatsionnoy kompetentnosti sovremennogo muzykanta. In Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2013, no. 1 (167), pp. 39-48. (In Russian).
  12. Chernyshov A. V. Mediamuzyka v sisteme muzykal'nogo obrazovaniya. In Muzyka i Elektronika, 2009, no. 2, pp. 4-7. (In Russian).

УДК 004.853 + 372.878

Библиографическая ссылка:

Лицензия Creative Commons