Get Adobe Flash player

В эпоху перманентной интеллектуально-технологической революции всякое пророчество, а особенно на отдалённую перспективу, — дело рискованное. И всё же попытаемся сформулировать направления, которые представляются наиболее перспективными с точки зрения музыкального творчества в пространстве цифровых технологий и музыкального образования будущего.

Многие люди одарены музыкальными способностями, имеют потребность самовыражения в звуках, но при этом не получили музыкального образования. Однако, как показывает опыт, практически все могут обучаться музыкальной грамоте и музицированию на каком-либо инструменте. Для этого должны получить распространение новые методологические подходы в системе начального музыкального образования, которое может и должно стать всеобщим. Необходимо найти варианты решения непростой, на первый взгляд, задачи: максимальная индивидуализация при минимальных бюджетных затратах (для массовости желательна бесплатность такого образования, реализуемая в рамках средней школы). Нам видится ключ к её решению именно в опоре на современные информационные технологии (ИТ) и музыкально-компьютерные технологии (МКТ [4]).

Музыкально-компьютерные технологии

Компьютерное музыкальное творчество открывает возможности свободного овладения всем звуковым материалом и художественно целесообразного его применения в музыкальной практике. Также цифровая среда способствует устойчивому выявлению синестетических закономерностей музыки (пространственно-слуховые связи, цветной слух и др.), что создаёт оптимальные условия для более глубокого осмысления музыкальной семантики, её формирования и функционирования.

Также МКТ сегодня готовы предложить многое из того, что позволит реализовать принцип "Музыка – для всех!" (Н. А. Бергер, Е. Хайнер и др.) [2; 9; 10]. Системы синтезирования речи и интерактивные тактильные датчики, работающие на основе азбуки Брайля, сделают обучение максимально удобным для людей незрячих [13], а усовершенствование и широкое внедрение методики музыкального обучения людей с нарушением слуха, уже доказавшей свою перспективность [12], практически снимут ограничения в доступности музыкального образования для людей с ограниченными возможностями. Доступность компьютерной техники и удобство программного обеспечения создадут невиданные по масштабам условия для музыкального творчества (музыкального "рукоделия"), сопоставимые отчасти с нынешним лавинообразным распространением любительского музицирования в рок-стилях. Выражения: "моя музыка", "моя домашняя студия", "мои компакт-диски", "мои видеоклипы", "мой музыкальный сайт" (везде "мой" — в значении "мною созданный") также станут привычными массовыми понятиями. Каждый желающий сможет попробовать себя в роли звукорежиссёра, звукооператора, аранжировщика и композитора, — пишет петербургский композитор Геннадий Белов [1, c. 67].

На фоне такого массового увлечения многократно возрастёт престиж и качество традиционного музыкального образования, содержание которого существенно изменится, станет более высокотехнологичным и интенсивным, гибко настраиваемым на любые специфические задачи, полностью индивидуализированным. Безусловно, должны получить широчайшее применение технологии дистанционного образования, что позволит получать, прежде всего, теоретические знания, но, частично и практические навыки, в любой удалённой от учебных заведений географической точке. Это должно отразиться на массовости музыкальных знаний.

Важнейшей задачей в данных условиях становится подготовка кадров, обладающих креативным потенциалом, умеющих работать в новой образовательной и творческой среде. Существенным элементом для решения поставленных задач является возможность использования современных МКТ. В учебно-методической лаборатории "Музыкально-компьютерные технологии" Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена сформирована концепция музыкально-компьютерного педагогического образования и методическая система подготовки кадров для ведения профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.

Построение образовательного процесса с использованием технологических инноваций и интернет-сервисов предоставляет возможность приобретения профессиональных компетенций на основе системного видения и изучения качественно новых образовательных дисциплин, с учётом возможностей непрерывного обновления их содержания и форм проведения процесса обучения. Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) сегодня является одним из приоритетных направлений, в том числе и в музыкальном образовании, так как применение данных технологий позволяет гибко и оперативно реагировать на происходящие изменения в изучаемой области знаний, а также эффективно повышать профессиональный уровень обучающихся [5; 7; 8].

Программа "Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании" направлена на получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере применения дистанционных образовательных технологий в музыке и музыкальном образовании. Она разработана на основе профессиональных стандартов "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" и требований ФГОС "44.03.01 Педагогическое образование" к результатам освоения образовательных программ1.

Цель программы заключается в подготовке специалистов, готовых к организации педагогического процесса в сфере музыкального образования с использованием ДОТ как в индивидуальных, так и в групповых формах работы.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

  • изучить теоретические основы применения ДОТ в музыке;
  • изучить методики преподавания ДОТ в музыкальном образовании;
  • познакомить слушателей с основными возможностями использования ДОТ в современном музыкальном образовании;
  • развить познавательную активность и самостоятельность слушателей в сфере применения ДОТ в профессиональной деятельности педагога–музыканта.

Процесс обучения педагога-музыканта в музыкально-педагогическом образовательном учреждении, а также дальнейшая его профессиональная деятельность, как правило, изобилуют творческими проектами (исполнительская деятельность, разработка и проведение уроков, создание музыкальных произведений, участие в творческих проектах учеников и др.). Поэтому, в образовательном процессе педагога-музыканта (на всех этапах обучения) естественным и целесообразным является применение творческой проектной деятельности с использованием современных высокотехнологичных средств [3; 6], а также необходимость разработки методики дистанционного обучения педагогов-музыкантов, ориентированной на реализацию творческого обучения в условиях функционирования высокотехнологичной дистанционной образовательной среды (на примере системы дистанционного обучения Moodle).

Система дистанционного обучения (СДО) Moodle позволяет не только предоставить учебный контент, но и реализовать полноценный образовательный процесс в целом, включая организацию проектной деятельности. Как правило, любой используемый в СДО Moodle учебный элемент можно применить не только для предоставления контента, проверки усвоенного учебного материала, но и для воплощения творческих проектов. На основе многолетнего опыта реализации дистанционных курсов в сфере МКТ-образования нами был выделен ряд наиболее эффективных контрольных инструментов СДО Moodle для применения в музыкальном образовании: задание, тест, семинар, форум, лекция. Выбор производился с учетом особенностей организации учебного процесса в междисциплинарной сфере деятельности МКТ.

Рассмотрим важный этап творческой деятельности в СДО Moodle на основе учебного элемента "Задание", который позволяет формировать задания, добавлять для их решения необходимый мультимедийный материал, осуществлять сбор творческих работ слушателей, анализировать и оценивать их [11]. Примечательно, что слушатели в качестве ответа на здание могут размещать материал в любом формате (аудио и видеоработы, ссылки на сайты и др.). В сфере МКТ-образования такая возможность является востребованной, так как часто творческими работами выступают музыкальные фрагменты и даже целые произведения, саундтреки к видеосюжетам, записи концертных выступлений и другие медиаданные.

Следует отметить, что широкое разнообразие форматов данных, доступных для размещения, требует значительного объема свободного пространства на файловых ресурсах СДО Moodle. Часто файл ответа превышает допустимое значение объема для размещения в учебном элементе "Задание". В таком случае удачным решением может быть размещение ссылки, указывающей местонахождение файла в сети Интернет (виртуальный диск, сайт и т. д.). В этой связи необходимо предоставить обучающимся возможность использовать в качестве ответа на задние текстовое поле, поэтому в настройках данного учебного элемента в процессе его создания необходимо отметить не только "ответ в виде файла", но и "ответ в виде текста".

В процессе оценивания ответа преподаватель может предоставить четыре типа обратной связи (комментарий, аннотирование, мультимедийный файл, ведомость с оценками), а также использовать различные оценки (баллы или шкалу). Кроме того, имеется возможность выбрать и методы оценивания (простое оценивание, справочник оценщика, рубрику). Если речь идет о задании, ответ на которое предоставлен в виде творческого проекта (музыкального фрагмента), то целесообразно в качестве комментария преподавателя к ответу выслать видеосообщение, где в процессе прослушивания музыкального фрагмента даются комментарии и рекомендации. Также, для возможности проставления комментариев в "теле" музыкального фрагмента удобно использовать онлайн-ресурс SoundCloud, позволяющий в обозначенных позициях трека делать текстовые заметки.

В условиях реализации дистанционного обучения основными целями творческой деятельности, осуществляемой с использованием МКТ, являются:

  • Приобретение знаний и умений в области ИТ в целом, и МКТ в частности;
  • Повышение уровня знаний в профессиональной деятельности педагога-музыканта (в том числе уровня его музыкальной подготовки);
  • Приобретение навыков использования современных ИТ в дальнейшей профессиональной деятельности (в том числе и для успешной организации дистанционного образования);
  • Повышение уверенности каждого участника проектной деятельности в способности к самореализации в современном smart-обществе.

Как правило, выполнение творческого проекта включает несколько этапов:

  • Этап проблемно-целевого планирования;
  • Этап разработки структуры проекта;
  • Этап воплощения проекта;
  • Этап предварительного обсуждения результатов;
  • Этап защиты проекта.

Тематические блоки этапа воплощения проекта разработаны по уровнево-модульному принципу, что позволяет более гибко планировать процесс выполнения проекта в условиях дистанционного обучения, комбинировать различные формы обучения слушателей, которые самостоятельно работают с предложенным им материалом в удобном для них темпе.

Рассмотрим подробнее один из этапов творческой деятельности с использованием ДОТ на примере музыкального проекта "Звуковое сопровождение видеосюжета", выполняемого в рамках курса повышения квалификации "Компьютерное музыкальное творчество" и реализуемого с использованием СДО Moodle. Практическая работа над рассматриваемым проектом делится на ряд тематических блоков, каждый из которых, в свою очередь, может быть выполнен в базовом или углублённом уровне сложности

Содержание тематических блоков творческого проекта "Звуковое сопровождение видеосюжета"

Тематические блоки

Базовый уровень (БУ)

Углублённый уровень (УУ)

Эскиз

Создание эскиза.

Замысел музыкального произведения. Выбор видеосюжета. Музыкальные наброски основного контура (мелодии, сопровождения, примерная инструментовка, структура произведения, особенности фактуры, тонального плана и т. д.).
Нотный текст может создаваться в нотных редакторах (Encore, MagicScore и др.) или сразу в музыкальном секвенсоре (REAPER, Sonar и др.). Используется заимствованный материал, подобранный на слух или переписанный с готовых партий.

Создание эскиза.

Замысел музыкального произведения. Выбор видеосюжета. Музыкальные наброски основного контура (мелодии, сопровождения, примерная инструментовка, структура произведения, особенности фактуры, тонального плана и т. д.).
Нотный текст может создаваться в нотных редакторах (Finale, Sibelius и др.) или сразу в музыкальном секвенсоре (Sonar, Cubase, Ableton Live и др.). Используются собственные композиции, созданные на основе заданных параметров или полностью самостоятельных.

Работа с эскизом в музыкальном секвенсоре

Работа с эскизом в музыкальном секвенсоре.

  1. Написание задуманных партий, добавление других голосов, сопровождения. Весь творческий процесс проходит в музыкальном секвенсоре;
  2. Назначение различных инструментов для партий используя банк звуков самого секвенсора или дополнительных плагинов (Edirol HQ Orchestral и Super Quartet, KORG WAVESTATION и мн. др.);
  3. Расстановка динамических оттенков основных партий в окне Piano Roll музыкального секвенсора.

Работа с эскизом в музыкальном секвенсоре.

  1. Написание задуманных партий, добавление других голосов, сопровождения. Весь творческий процесс проходит в музыкальном секвенсоре;
  2. Назначение различных инструментов для партий (используя библиотеки звуков GigaStudio, Kontakt, Nexus и мн. др.);
  3. Расстановка динамических оттенков и других нюансов исполнения всех партий в окне Piano Roll музыкального секвенсора.

Сведение и мастеринг

Сведение и мастеринг в музыкальном секвенсоре.

  1. Расстановка баланса, панорамы в музыкальном секвенсоре;
  2. Работа со звуком в музыкальном секвенсоре с помощью дополнительных плагинов для мастеринга (MultiMaximizer, TrueVerb и др.).

Сведение и мастеринг в программах для обработки звука.

  1. Конвертация из музыкального секвенсора отдельно каждой дорожки в аудиофайлы для дальнейшей работы в аудиоредакторе (Adobe Audition);
  2. Загрузка предварительно сконвертированных в секвенсоре файлов в аудиоредактор Adobe Audition;
  3. Удаление шумов и других лишних артефактов;
  4. Расстановка треков по своим местам согласно задумке произведения;
  5. Расстановка уровней громкости каждой партии отдельно;
  6. Настройка панорамы звучания инструментов;
  7. Обработка звука каждого трека отдельно;
  8. Создание изменений параметров эффектов (высота, темп) с течением времени на отдельных дорожках или на управляющей дорожке;
  9. Удаление звуковых искажений;
  10. Конвертация материала в удобный формат для дальнейшей работы в программах для мастеринга (T-RackS 24, iZotope Ozone и др.);
  11. Работа над звуком с готовым аудиофайлом в программе для мастеринга (T-RackS 24, iZotope Ozone и др.).

Сохранение готового материала

Экспортирование готового материала из музыкального секвенсора.
Экспортирование в аудио файл различных форматов (wav, mp3, ogg и др.).

Сохранение готового материала в итоговый аудиофайл.
Сохранение результата в различные общедоступные аудио форматы (wav, mp3, ogg и др.).

Работа в аудиоредакторе

Заключительная работа над звуком в аудиоредакторе.
Нормализация звука в аудиоредакторе (Sound Forge).

Заключительная работа над звуком в аудиоредакторе.
Нормализация звука в аудиоредакторе (Audition).

Работа в видеоредакторе

Совмещение звука и видеосюжета.
Наложение аудио файла на (заимствованный) видеосюжет с использованием видеоредактора (TMPGEnc XPress, VEGAS Movie Studio Platinum).

Совмещение звука и видеосюжета.
Наложение аудио файла на видеосюжет (заимствованный или самостоятельно созданный), с последующим использованием эффектов как на аудио-, так и на видеофайл средствами видеоредактора (VEGAS Pro, Premiere Pro, Pinnacle Studio и др.).

Размещение творческого проекта на ресурсах в сети Интернет

Размещение творческого проекта на ресурсах в сети Интернет.
Размещение созданного проекта на файловых ресурсах сети Интернет. Получение и использование гиперссылки на размещённый проект.

Размещение творческого проекта на ресурсах в сети Интернет.
Размещение созданного проекта на ресурсах сети Интернет, позволяющих получить обратную связь (ограниченной группы пользователей или неограниченного круга пользователей). Проведение анализа полученной обратной связи.

Системы дистанционного обучения обладают различными инструментами как для предоставления учебного контента и проверки уровня усвоения знаний, так и для реализации творческой деятельности. На наш взгляд, крайне важно не только правильно сформировать учебный элемент для дистанционного обучения, но и обеспечить полноценную обратную связь, дающую информацию для самоанализа, творческого вдохновения и саморазвития (что может быть достаточно полноценно реализовано, например, с использованием учебного элемента "Задание" СДО Moodle).

Информационное общество постепенно превращается в smart-общество, в котором за счёт технических средств и использования сервисов Интернет становятся возможными качественные изменения во взаимодействии субъектов этого общества, позволяющие существенно трансформировать как экономические, так и социальные аспекты жизни современного человека. Именно человек, который является центральным звеном smart-культуры, сегодня должен обладать творческим мышлением, быстро находить и эффективно использовать информацию, взаимодействовать, обмениваться опытом. Музыкальное образование (общее, профессиональное, специальное, дополнительное, инклюзивное) способно выступить в роли важнейшего элемента в подготовке специалиста, способного к ведению плодотворной деятельности в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды.

Список литературы

  1. Белов Г. Г., Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): Метод. пособие. СПб.: СМИО Пресс, 2006. 63 с.
  2. Бергер Н. А., Горбунова И. Б., Яцентковская Н. А. Общее музыкальное образование в школе XXI века // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 147-151.
  3. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании // Региональная информатика "РИ-2014". Санкт-Петербург, 29-31 окт. 2014: Материалы конф. / СПОИСУ. СПб., 2014. С. 320-321.
  4. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании // Современное музыкальное образование — 2004. Санкт-Петербург, 26-29 окт. 2004: Материалы конф. / РГПУ им. А. И. Герцена, СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2004. С. 52-55.
  5. Горбунова И. Б., Гончарова М. С. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании // ЭНЖ "Медиамузыка". № 6 (2016). URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
  6. Горбунова И. Б., Заливадный М. С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект) // Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: Труды Международ. науч.-теоретич. конф. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2014. С. 97-100.
  7. Горбунова И. Б., Панкова А. А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта // ЭНЖ "Медиамузыка". № 3 (2014). URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html
  8. Горбунова И. Б., Панкова А. А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9 (80). С. 256-261.
  9. Горбунова И. Б., Помазенкова М. С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования // Научное мнение. 2015. № 3-2. С. 68-82.
  10. Горбунова И. Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа "Soft Way to Mozart" // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39). С. 104-109.
  11. Панкова А. А. Технологии контроля в дистанционном музыкальном образовании // Философия человека в историческом контексте. Санкт-Петербург, 17-19 апр. 2019: Сб. науч. статей XXVI Международ. конф. "Ребёнок в современном мире" / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2019. С. 535-537.
  12. Яцентковская Н. А. Музыкально-компьютерные технологии как средство реабилитации детей с нарушением слуха // Музыкально-компьютерные технологии. Вып. 6. Инклюзивное музыкальное образование: Сб. статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 57-62.
  13. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience // Lecture Notes in Computer Science. Heidelberg: Springer, 2018. P. 381-389.

References

  1. Belov G. G., Gorbunova I. B., Gorel'chenko A. V. Muzykal'nyi komp'yuter (novyi instrument muzykanta): Metod. posobie. SPb.: SMIO Press, 2006. 63 p. (In Russian).
  2. Berger N. A., Gorbunova I. B., Yatsentkovskaya N. A. Obshchee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2015, no. 6 (55), pp. 147-151. (In Russian).
  3. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. In Regional'naya informatika "RI-2014". Sankt-Peterburg, 29-31 okt. 2014: Materialy konf. / SPOISU. SPb., 2014, pp. 320-321. (In Russian).
  4. Gorbunova I. B. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v obshchem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. In Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie — 2004. Sankt-Peterburg, 26-29 okt. 2004: Materialy konf. / RGPU im. A. I. Gertsena, SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova. SPb., 2004, pp. 52-55. (In Russian).
  5. Gorbunova I. B., Goncharova M. S. Planshetnye (mobil'nye) tekhnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. In ENZh "Mediamuzyka" [ESM "Mediamusic"], 2016, no. 6. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html (In Russian).
  6. Gorbunova I. B., Zalivadnyi M. S. O znachenii informatsionnykh tekhnologii dlya sovremennoi eksperimental'noi estetiki (muzykal'no-teoreticheskii aspekt). In Subkul'tury i kommunikativnye strategii informatsionnogo obshchestva: Trudy Mezhdunarod. nauch.-teoretich. konf. SPb.: Izd-vo Politekhnicheskogo un-ta, 2014, pp. 97-100. (In Russian).
  7. Gorbunova I. B., Pankova A. A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. In ENZh "Mediamuzyka" [ESM "Mediamusic"], 2014, no. 3. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html (In Russian).
  8. Gorbunova I. B., Pankova A. A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo kak sredstvo formirovaniya informatsionnoi kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. In Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2013, no. 9 (80), pp. 256-261. (In Russian).
  9. Gorbunova I. B., Pomazenkova M. S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tekhnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. In Nauchnoe mnenie, 2015, no. 3-2, pp. 68-82. (In Russian).
  10. Gorbunova I. B., Khainer E. Interaktivnye setevye tekhnologii obucheniya muzyke v shkole tsifrovogo veka: programma "Soft Way to Mozart". In Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya, 2014, no. 4 (39), pp. 104-109. (In Russian).
  11. Pankova A. A. Tekhnologii kontrolya v distantsionnom muzykal'nom obrazovanii // Filosofiya cheloveka v istoricheskom kontekste. Sankt-Peterburg, 17-19 apr. 2019: Sb. nauch. statei XXVI Mezhdunarod. konf. "Rebenok v sovremennom mire" / RGPU im. A. I. Gertsena. SPb., 2019, pp. 535-537. (In Russian).
  12. Yatsentkovskaya N. A. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii kak sredstvo reabilitatsii detei s narusheniem slukha. In Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii. Vyp. 6. Inklyuzivnoe muzykal'noe obrazovanie: Sb. statei. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2019, pp. 57-62. (In Russian).
  13. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. In Lecture Notes in Computer Science. Heidelberg: Springer, 2018, pp. 381-389.

УДК 008 + 378

Библиографическая ссылка:

Яндекс.Метрика

Лицензия Creative Commons