Возможности музыкального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с ДЦП, в условиях инклюзии с применением цифровых технологий и дистанционного режима обучения на современном этапе изучены мало, так как сама эта форма образования стала применяться относительно недавно, благодаря бурному развитию компьютерной индустрии, сети Internet, быстрым каналам передачи данных, высокому качеству связи, созданию виртуальных обучающих сред. Одновременно со всё более обширным распространением сети Internet и систем видеоконференций стали появляться и новые формы учебных взаимодействий, такие как индивидуальные и групповые чаты и конференции, форумы, одновременная работа в средах с общим доступом, лентах времени, виртуальных лабораториях, что поставило новые проблемы для их осмысления в контексте педагогической науки.

Реализация идей и взглядов лучших теоретиков педагогики музыкального образования в условиях современной инклюзивной системы образования нуждается в опосредствовании специальными образовательными технологиями, которые помогли бы довести музыкальное содержание и разные виды музыкальной деятельности до детей с ДЦП. Такими возможностями опосредствования обладают цифровые медиа-ресурсы, которые могут быть обращены к нуждам общего музыкального образования учащихся с ОВЗ. Исходными методологическими основаниями разработанной системы применения цифровых медиа-ресурсов в обучении музыке детей с ДЦП явились:

  • труды по вопросам инклюзивного образования С. В. Алёхиной [2], Н. Н. Малофеева [12];
  • труды психологов по проблеме развития познавательной и творческой активности Д. Б. Богоявленской [3], Т. Н. Князевой [7], А. В. Тороповой [15];
  • труды в области музыкальной педагогики Э. Б. Абдуллина [1] и Е. В. Николаевой [13], Е. В. Коротаевой [9];
  • работы по проблеме применения музыкально-компьютерных технологий в учебном процессе И. Б. Горбуновой [4; 5], И. М. Красильникова [10], А. В. Чернышова [16; 17];
  • работы по проблемам применения информационно-компьютерных технологий в общем образовании и возможностей дистанционного образования А. Л. Семёнова [14], И. Б. Горбуновой [4; 5];
  • работы по изучению творческого развития учащихся с проблемами в обучении и ДЦП И. С. Константиновой [8], И. Ю. Левченко [6; 11].

В 2003 году открылась школа для детей с ОВЗ — Центр образования "Технологии обучения" (в настоящее время — ГКОУ "Школа “Технологии обучения”"), в которой большой процент обучающихся имел медицинский диагноз ДЦП. Школа занимается очно-дистанционным образованием детей с различными видами ОВЗ. Именно в этом учреждении впервые в мире введена дистанционная форма общего образования для таких детей. Дети с ДЦП получили возможность обучения вне зависимости от возможности приезжать в обычное или специализированное учебное учреждение. Всё необходимое оборудование: компьютер, принтер, сканер, камеру, наушники, модем, а также подключение к сети Internet детям предоставило государство.

Автор этой статьи является участником команды образовательного учреждения ГКОУ "Школа “Технологии обучения”", методистом учителей музыки, разработчиком и апробатором учебных и методических материалов по предмету "Музыка". В результате многолетней практики у автора сложилось представление о том, каким образом в смешанном классе можно повлиять на развитие познавательной активности в музыкальной деятельности учеников с ОВЗ, в том числе с ДЦП, посредством цифровых медиа-ресурсов, учитывая имеющиеся у этих детей дефициты. Это представление нашло своё воплощение в системе цифровых образовательных ресурсов для обучения музыке Школы "Технологии обучения" и материалах инновационного учебно-методического комплекта (ИУМК) Электронное музыкальное творчество, создателем которого является автор статьи вместе с И. М. Красильниковым.

Дистанционная работа с  тренажёром Ритмические длительности

Дистанционная работа с тренажёром "Ритмические длительности"

Командой под руководством автора статьи были разработаны (идея, техническое задание, создание компьютерных моделей, тренажёров, пазлов и т. п.), а также адаптированы и модифицированы следующие виды цифровых учебных медиа-ресурсов, которые используются в музыкальной деятельности учащихся, в том числе с ДЦП:

  • интерактивные тренажёры нотной грамотности;
  • интерактивные тренажёры музыкальных понятий и терминов;
  • интерактивные тренажёры схем музыкальных форм;
  • интерактивные тренажёры на "восстановление" музыкальной формы (музыкальные пазлы);
  • слуховые тренажёры на распознавание инструментальных тембров;
  • слуховые тренажёры основных музыкальных составов (ансамбли, оркестры, хоры);
  • ритмические тренажёры;
  • видео-тренажёры мелодий, используемые для разучивания музыкального материала;
  • музыкальные викторины;
  • музыкальные модели, c которыми дети осуществляют эксперименты (инструментуют, аранжируют);
  • ленты времени, содержащие информацию о композиторах определённого периода;
  • мультимедиа-уроки;
  • ресурсы для слухового анализа;
  • мультимедиа-инструкции по созданию музыкальных композиций в комплексной программе Garage Band;
  • библиотеки звуков и сэмплов для создания музыкально-литературных композиций;
  • тестовые задания;
  • технические и методические инструкции по использованию программного обеспечения для учителя и ученика;
  • хрестоматия музыкального материала для игры и пения.

Кроме того, были разработаны методические образовательные ресурсы, предназначенные для использования педагогами:

  • конструктор музыкальных викторин;
  • методические пояснения к каждому ресурсу;
  • методические указания и планы для создания музыкально-поэтических композиций;
  • хрестоматия необходимого нотного материала для учителя.

Разработкой содержания ресурсов занимались Д. А. Семёнова, Т. С. Куприянова, М. А. Смирнова, Н. Н. Чулкова, разработкой и поддержкой программных модулей и занимался Г. В. Саблин (он же администратор указанного доменного имени). Материалы здесь расположены по классам с 1 по 8(9) и собраны по видам ресурсов. Доступ к ресурсам свободный, для проигрывания ресурсов необходим flash player.

Все перечисленные учебно-методические медиа-ресурсы можно классифицировать по принципу их использования:

  1. ресурсы для музыкально-творческих экспериментов;
  2. ресурсы-тренажёры;
  3. ресурсы для развития слуха и слухового анализа;
  4. мультимедиа-уроки;
  5. ресурсы для проверки знаний;
  6. справочные ресурсы.

• Учебно-методические медиа-ресурсы

1. Ресурсы для экспериментов включают в себя музыкальные модели — файлы для экспериментирования, в которых можно менять параметры звучания. Дети используют их для упражнений, знакомясь со средствами музыкальной выразительности, работая над инструментовкой, аранжировкой и музыкальным конструированием.

Ещё один вид ресурса для эксперимента — это музыкальные пазлы, в которых ученики восстанавливают из фрагментов верное звучания оригинала. В них есть возможность прослушать результат своего выбора, чтобы определить, верно ли принято решение о последовательности фрагментов. В этом виде ресурсов использованы MIDI-файлы, созданные И. М. Красильниковым.

К ресурсам для экспериментирования также относятся библиотеки звуков и сэмплов для создания музыкально-поэтических композиций. А также учебные материалы-инструкции и планы работы по их созданию.

2. Ресурсы-тренажёры включают в себя тренажёры нотной грамотности. В этой линейке ресурсов ученик учится правильно находить место ноты на нотном стане и её соответствие клавише на фортепианной клавиатуре. Целью работы является формирование правильного представления ученика о расположении нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах.

Тренажёры музыкальных понятий и терминов направлены на изучение и закрепление учениками слов и терминов, использующихся на уроке. Объяснения терминов сопровождаются медиа-иллюстрациями. В ресурсах есть возможность самопроверки или автоматической проверки.

Тренажёры схем музыкальных форм позволяют детям сначала познакомиться со звучанием образцов из музыкального наследия, а затем собрать из возможных элементов верную последовательность заданной формы, например, рондо.

Ритмические тренажёры направлены на развитие чувства ритма. В этой линейке образ двигающегося животного связывается со звучанием конкретной длительности, её изображением. В следующих тренажёрах отрабатывается способность различать и определять ритмические последовательности.

Слуховые тренажёры на распознавание инструментальных тембров включают в себя целую линейку ресурсов, которая направлена на формирование, а затем и развитие тембрового слуха. Тембры инструментов симфонического оркестра рассматриваются по группам и по отдельности, а также в традиционных музыкальных составах. Ученикам предлагается отгадывать по звучанию тембр и название инструмента, определять его принадлежность к группе и располагать иконку инструмента на виртуальной сцене в соответствии с традиционным расположением музыкантов на сцене.

Слуховые тренажёры основных музыкальных составов содержат тренажёры, обучающие различению звучаний разных музыкальных составов: виды оркестров (оркестр русских народных инструментов, симфонический оркестр, джаз-банд), хоры (мужской, женский, детский, смешанный), тембры человеческих голосов (сопрано, альт, тенор, бас). Линейка слуховых тренажёров, связанная с жанровой спецификой изучаемого материала включает тренажёры по звучанию песен разных народов, видов танца, тренажёры на определение стилей современной популярной музыки и музыки XX века.

Отдельной частью банка ресурсов-тренажёров стала линейка видео-тренажёров мелодий, используемых для разучивания инструментального музыкального материала. Эти ресурсы предназначены для обучения детей игре на клавишах (виртуальной клавиатуре, MIDI-клавиатуре, синтезаторе или обычном фортепиано). В этих ресурсах крупно сняты кисть и пальцы педагога или ребёнка-ученика, который играет мелодию. Ученик может, неоднократно воспроизводя видео (каждый тренажёр представлен в трёх вариантах темпа), научиться играть. Материал видео-тренажёров сопряжён с ресурсом Хрестоматия, в котором содержатся ноты всех разучиваемых произведений.

3. Ресурсы для развития слуха и слухового анализа представляют собой отобранные, отредактированные и размещённые в теле образовательного курса аудио- или видеофрагменты, с которыми происходит работа на уроке. Это лучшие образцы исполнений классической и современной музыки. К этим ресурсам также относятся и задания-опросники по тематике средств музыкальной выразительности к конкретным музыкальным примерам.

4. К таким ресурсам, как мультимедиа-уроки относятся интегрированные уроки курсов "Я играю на рояле" — курс дополнительного обучения, сочетающий в себе элементы обучения игре на клавиатуре, обучения нотной грамоте и музыкальной литературе, и курс "Музыкальная лаборатория "GarageBand" (курс по музыкальному конструированию, инструментовке и сочинению в компьютерной программе GarageBand). Материалы уроков курсов "Я играю на рояле" сделаны в доступной для ребёнка игровой форме с сопровождением детской озвучкой всех текстов, которые могут использоваться учащимися самостоятельно. Курсы по музыкальному экспериментированию в среде программы GarageBand нацелены на подростковую аудиторию. Мультимедиа-уроки этого курса знакомят детей с музыкой различных стилей: от классики до современных направлений, с точки зрения музыкальной формы, композиционных приёмов и фактуры. Все материалы состоят из теоретических и практических заданий по созданию музыкальных файлов.

5. Ресурсы для проверки знаний включают в себя викторины по музыкальному материалу, пройденному на уроках. Интерфейс викторин предлагает учащимся прослушать фрагменты и правильно соотнести их с названием и автором. Ещё одна разновидность ресурсов для проверки знаний — это тестовые задания, включающие в себя вопросы по пройденному материалу за определённый учебный период. Тест может включать в себя мультимедиа-составляющую (аудио или видео, иллюстративный материал). Эти ресурсы имеют возможность автоматической проверки результатов. Все ресурсы-тренажёры, перечисленные выше, содержат версию для тестовой проверки.

6. Справочные ресурсы включают в себя линейку под общим названием "Ленты времени". Эти ресурсы представляют собой интерфейс, на котором изображена временная линейка необходимого периода, к которой привязаны портреты композиторов с именами и звучания отрывков из их музыкальных произведений.

Также к подобному типу ресурсов относятся мультимедийные и текстовые технические и методические инструкции по работе в программах, используемых на уроке, схемы и инфографика, созданная для конкретных уроков. К этому же типу отнесём и Хрестоматию нотных примеров.

Всё вышеперечисленное учебное содержание (мультимедиа-уроки, текстовые, видео, аудиоматериалы, тренажёры и справочные ресурсы), необходимое для обучения детей с ДЦП в очном и дистанционном режимах, составляет в общей сложности около 800 дидактических единиц. Использование их происходит на уроке в рамках следующих видов музыкальной деятельности, по классификации Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой [1, с. 85]:

  • слушательская деятельность;
  • исполнительская (вокально-хоровая и инструментальная);
  • музыкально-теоретическая и историческая деятельность;
  • импровизация и сочинение;
  • полихудожественная деятельность;
  • музыкально-опосредованная деятельность.

В каждом из этих видов деятельности могут применяться цифровые образовательные ресурсы нескольких видов, насыщая и обогащая таким образом традиционный подход к подаче материала и активностям учеников на уроке средствами современных технологий. В свою очередь, повышение эффективности учебного взаимодействия с помощью цифровых образовательных медиа-ресурсов оказывает воздействие не только на развитие музыкальных навыков и способностей, но и воздействует на дефицитарные функции ребёнка, которые препятствуют полноценному раскрытию его возможностей в познавательной активности в целом.

Как известно, недостаточное формирование мотивационных компонентов учебной деятельности преодолевается путём многократного усовершенствования художественности результата исполнения. Мотивация к выполнению заданий, связанных с теоретическими понятиями создаётся опытом практической деятельности, на уровне чувственного восприятия. Способность к самостоятельной деятельности формируется у ребёнка во время его творческих проявлений, при квазидирижировании, импровизации, исполнении ритмической или вокальной партии. Самостоятельность ученика возможна и в творческой деятельности по созданию музыкальных композиций.

Использование цифровых ресурсов для обучения музыке в дистанционном режиме делает возможным осуществление полноценной самостоятельной деятельности ученика на уроке. Интерфейс описываемых в статье медиа-ресурсов выполнен в соответствии с нормами по компьютерному содержанию для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все объекты на экране имеют достаточно большой размер. Количество кнопок на экране ресурса ограничено, каждая кнопка сопровождается подсказкой, короткий текст-инструкция сопровождает действия ученика внутри ресурса. Тестовые ресурсы, которые специально сделаны для самостоятельной работы, обладают автоматическим режимом проверки (верно, не верно, при необходимости подсвечиваются места ошибок). Медиа-инструкции помогают ученику найти соответствующие кнопки управления в программе, видео-тренажёры помогают научиться играть мелодию или найти необходимый сэмпл в банке программы-конструктора.

Представленные в сети цифровые материалы со свободным доступом по обучению музыке часто направлены на отработку узких специальных навыков. Многие сайты содержат ссылки на слуховые тренажёры по распознаванию интервалов и аккордов, программы для музыкальных диктантов, тренажёры нотной грамотности, виртуальные клавиатуры и др. Таким образом, они захватывают поле специального музыкального образования, но из-за сложности отрабатываемых задач не подходят для уроков музыки в общеобразовательном классе и для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В них зачастую отсутствует навигация, инструктивные сообщения, размер элементов управления слишком маленький. Подобные недостатки также не позволяют использовать их как обучающие материалы в общеобразовательной школе.

Если говорить о преимуществах материалов, разработанных с участием автора статьи, то необходимо отметить, что все ресурсы выполнены в соответствии с требованиям к цифровым учебным материалам школьного образования (крупный шрифт, инструкции, ограниченное количество элементов на одном слайде), в ресурсах обязательно присутствуют аудиозаписи и качественные иллюстрации, в каждом ресурсе есть интерактивные элементы, к каждому ресурсу написана методическая карточка-сопровождение, которая комментирует учебные цели конкретного ресурса. Ещё одним важным отличием является то, что ресурсы существуют в трёх вариантах: ресурс-тренажёр, тренажёр-самооценка, тест. Это позволяет ученику тренироваться, затем осуществлять самопроверку, а учителю иметь возможность провести тестирование. Кроме того, каждый отдельный ресурс — это, как правило, часть линейки из нескольких тренажёров, выстроенной в логике методики преподавания. Так, например линейка "Инструменты симфонического оркестра" содержит тренажёры как по всему составу симфонического оркестра, так и по группам инструментов.

• Педагогический эксперимент

В ходе проведения эксперимента по влиянию использования описываемых в статье учебно-методических ресурсов на развитие познавательной активности у детей с ДЦП проводилась диагностика состояния их дефицитарных психических функций, диагностика уровней развития музыкальных способностей, а также уровней их познавательной активности. Все виды диагностик осуществлялись на входе и выходе из эксперимента. Экспериментальной базой исследования выступили ГКОУ "Школа “Технологии обучения“" с обучающей программной оболочкой i-Класс, а также общеобразовательная Школа-интернат № 44 г. Москвы.

В общей сложности статистический массив данных эмпирического исследования был получен на выборке из 45 учеников возрастного диапазона от семи до восемнадцати лет (мальчики и девочки). В экспериментальной части приняли участие ученики трёх подгрупп экспериментальной группы (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) Школы "Технологии обучения" общей численностью 30 человек. И в контрольной группе (КГ) приняло участие 15 учащихся общеобразовательной Школы-интерната. Обучение в ГКОУ "Школа “Технологии обучения”" проводилось в трёх различных режимах: очном, очно-дистанционном и полностью дистанционном. Обучение детей в Школе-интернате проводилось в очном режиме.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение десяти лет (2008-2018) в классах с наполнением до 15 человек, где обучаются дети с различными видами ОВЗ, в том числе и с ДЦП. Ниже приведены результаты диагностики уровней познавательной активности (ПА) во всех группах на момент начала и завершения эксперимента. Уровень ПА измеряется в баллах, тип активности соответствует одному баллу пятибалльной шкалы: от 0 до 4, соответственно.

Группа

Уровень ПА в начале эксперимента

Уровень ПА в конце эксперимента

ЭГ-1

2,0

2,8

ЭГ-2

2,4

3,7

ЭГ-3

2,6

3,8

КГ

2,4

3,0

Средние показатели развития познавательной активности у детей из экспериментальных (ЭГ) и контрольной групп (КГ)

Как видно из представленных результатов, показатели познавательной активности увеличились во всех группах, но наиболее выраженные изменения заметны в ЭГ-2 и ЭГ-3, группах с наибольшей ресурсностью (дефицитарные функции и трудности в движении не столь значительны, как в ЭГ-1). Тем не менее, в ЭГ-1 динамика развития познавательной активности выше, чем в контрольной группе (не участвующей в педагогическом эксперименте с применением разработанной модели), не смотря на то, что степень ограничений и дефицитов в ЭГ-1 суммарно выше, чем в КГ: в контрольную группу были набраны разные по степени ограничений и дефицитов дети с ДЦП, а в ЭГ-1 участвовали только дети со значительными ограничениями в движении и ярко выраженными дефицитами. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, дают основания утверждать, что цифровые образовательные медиа-ресурсы в условиях очно-дистанционного обучения — современное эффективное средство, которое обогащает возможности обучения учащихся с ОВЗ, в том числе с ДЦП, и создаёт условия, необходимые для развития познавательной активности в той степени, насколько это возможно для конкретного учащегося в силу его ограничений. Применение цифровых образовательных медиа-ресурсов в музыкальной деятельности с задействованием дистанционных форм обучения позволяет в той или иной степени: преодолевать личностные дефициты; компенсировать двигательные ограничения; создавать среду, в которой возможно творчество и сотворчество учеников с ДЦП в смешанной группе; создавать возможность для успешного прохождения индивидуальной программы в необходимом режиме; реализовывать и увеличивать творческий потенциал учащихся; обеспечивать социализацию учащихся в условиях временной жизненной изоляции.

Были достигнуты и личностные результаты, которые включают в себя изменения в степени выраженности дефицитов: улучшение ориентации в пространстве собственного голоса и звуковысотности; приобретение умения различать тембры голосов и инструментов; улучшение координации в работе со схемой тела и в пространстве; увеличение способностей эмоционального реагирования на звучание музыки; стабилизация эмоционально-волевых проявлений; преодоление дефицитов внимания, памяти; увеличение возможностей понятийного аппарата; расширение общекультурного и музыкального кругозоров; формирование навыка планирования своей работы; реализация творческого потенциала; приобретение навыков взаимодействия и сотворчества в группе; навыков самостоятельной деятельности; приобретение энерговыигрышей за счёт публичных выступлений и представлений своих творческих работ, в частности в формате видеоконференций.

Проведённое исследование позволило выделить следующие линии развития познавательной активности у детей с ДЦП на уроке музыки в инклюзивном образовании: развитие способностей к проявлению эмоций; способность выражать впечатления от музыки в собственном движении; способность к музицированию с помощью инструментов (элементарные музыкальные инструменты, синтезатор, MIDI-клавиатура); развитие интонационной стороны речи и слуха: способность к мелодико-интонированию, ритмо-интонированию, различению звуковысотности, анализу аудиозаписи своего голоса; развитие способности к слуховому анализу одномоментно и в режиме продолженного времени; развитие творческих способностей к импровизации, инструментовке, аранжировке, музыкальному конструированию; формирование общего культурного и музыкального кругозора. Таким образом, мы можем судить о том, что применение описанных цифровых образовательных ресурсов, приёмов и методов работы с ними является эффективным педагогическим средством для развития познавательной активности учащихся с ДЦП, в том числе в дистанционном режиме.

Список литературы

  1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 336 с.
  2. Алёхина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 5-16.
  3. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одарённости в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 328-348.
  4. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке современного педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 5-10.
  5. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория // ЭНЖ "Медиамузыка". № 1 (2012). URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html
  6. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И. Ю. Левченко, И. Е. Евтушенко, И. А. Никольской. М.: Национальный книжный центр, 2013. 336 с.
  7. Князева Т. Б. Фасилизация в развитии творческого потенциала учащихся (Анализ существующих подходов) // Проблемы учебного процесса в инновационных школах: Сб. научных трудов / под ред. О. В. Кузьмина. Иркутск: ИГУ, 1997. С. 34-39.
  8. Константинова И. С. Музыкальные занятия с особым ребёнком: взгляд нейропсихолога. М.: Теревинф, 2018. 392 с.
  9. Коротаева Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся: Учеб. пособие. Екатеринбург: УГПУ, 1995. 83 с.
  10. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования: дисс. … доктора педагогических наук / ИХО РАО. М., 2007. 494 с.
  11. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2001. 193 с.
  12. Малофеев Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) // Дефектология. 2005. № 5. С. 3-18.
  13. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Монография. М.: ООО "Ритм", 2009. 408 с.
  14. Семёнов А. Л. ИКТ в общем образовании. Теория и практика. М.: ИНТ, 2006. 327 с.
  15. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. 245 с.
  16. Чернышов А. В. Мультимедийные формы музыкального образования: Методические рекомендации для ДМШ и ДШИ. М: ООО "Медиамузыка", 2016. 40 с.
  17. Чернышов А. В. "Медиамузыка" как учебная дисциплина // Медиаобразование. 2008. № 3. С. 74-84.

References

  1. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya. Moscow: Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", 2004. 336 p. (In Russian).
  2. Alekhina S. V. Printsipy inklyuzii v kontekste izmeneniy obrazovatel'noy praktiki. In Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014, vol. 19, no. 1, pp. 5-16. (In Russian).
  3. Bogoyavlenskaya D. B. Issledovanie tvorchestva i odarennosti v traditsiyah protsessual'no-deyatel'nostnoy paradigmy. In Osnovnye sovremennye kontseptsii tvorchestva i odarennosti. Moscow: Molodaya gvardiya, 1997, pp. 328-348. (In Russian).
  4. Gorbunova I. B. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v podgotovke sovremennogo pedagoga-muzykanta. In Problemy muzykalnoy nauki [Music Scholarship], 2014, no. 3 (16), pp. 5-10. (In Russian).
  5. Gorbunova I. B. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii: laboratoriya. In ENZh "Mediamuzyka" [ESM "Mediamusic"], 2012, no. 1. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html (In Russian).
  6. Distantsionnoe obrazovanie: pedagogu o shkol'nikah s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Moscow: Natsional'nyi knizhnyi tsentr, 2013. 336 p. (In Russian).
  7. Knyazeva T. B. Fasilizatsiya v razvitii tvorcheskogo potentsiala uchashchihsya (Analiz sushchestvuyushchih podhodov). In Problemy uchebnogo protsessa v innovatsionnyh shkolah. Irkutsk: IGU, 1997, pp. 34-39. (In Russian).
  8. Konstantinova I. S. Muzykal'nye zanyatiya s osobym rebenkom: vzglyad neyropsihologa. Moscow: Terevinf, 2018. 392 p. (In Russian).
  9. Korotaeva E. V. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchihsya. Ekaterinburg: UGPU, 1995. 83 p. (In Russian).
  10. Krasil'nikov I. M. Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya (Thesis). Moscow, 2007. 494 p. (In Russian).
  11. Levchenko I. U., Prihod'ko O. G. Tekhnologiya obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata. Moscow: Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", 2001. 193 p. (In Russian).
  12. Malofeev N. N. Zapadnoevropeyskiy opyt soprovozhdeniya uchashchihsya s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v usloviyah integrirovannogo obucheniya. In Defektologiya, 2005, no. 5, pp. 3-18. (In Russian).
  13. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: istoriko-teoreticheskiy i pedagogicheskiy aspekty. Moscow: OOO "Ritm", 2009. 408 p. (In Russian).
  14. Semenov A. L. IKT v obshchem obrazovanii. Teoriya i praktika. Moscow: INT, 2006. 327 p. (In Russian).
  15. Toropova A. V. Muzykal'naya psihologiya i psihologiya muzykal'nogo obrazovaniya. Moscow: Yurayt, 2016. 245 p. (In Russian).
  16. Chernyshov A. V. Multimediynie formy muzykalnogo obrazovaniya [Multimedia Forms of Music Education]. Moscow: Publishing house "Mediamusic", 2016. 40 p. (In Russian).
  17. Chernyshov A. V. "Mediamuzyka" kak uchebnaya distsiplina. In Mediaobrazovanie, 2008, no. 3, pp. 74-84. (In Russian).

УДК 373.3 + 373.5 + 373.55 + 376.1

Библиографическая ссылка:

Лицензия Creative Commons