Авторы: Волкова П. С., Шаховский В. И.
Аннотация: В центре статьи — эмотивность как путь к достижению единства познающей и смыслообразующей деятельности сознания, изоморфного языку как системе. Доказано, что, будучи основанным на взаимодействии невербальных и вербальных элементов, язык, с одной стороны, предстаёт на уровне информационной системы как актуального самоорганизующегося "устройства", присущего любому природному организму (языковой рефлекс) и отвечающего за процесс познания (данное). С другой стороны, — на уровне концептуальной системы как потенциального феномена, имеющего отношение к собственно человеческой деятельности (мыследеятельности), нацеленной на реорганизацию информационной системы (созданное) и отвечающего за процесс смыслообразования (рефлексия). Установлено, что обретение надприродного единства вербальных и невербальных элементов, осуществляемого в рамках концептуальной системы, напрямую связано с необходимостью: 1) декодировать вербальный знак с целью актуализации невербального опыта или иначе — невербализованного личностного смысла; 2) кодировать невербальный опыт с целью вербализации невербализованного личностного смысла. Показано, что как процесс декодирования вербальных элементов, так и процесс кодирования элементов невербальных осуществляется под знаком эмотивности. Инициируя мотивацию процесса означивания, эмотивность обусловливает переход от "равнодушного значения" к "значению для меня". При этом актуальные эмотивы, в которых эмоция говорящего выражена либо на уровне эмотивного значения (мерзавец, умница и т. п.), либо — коннотации, т. е. созначения (зайка, овца), выступают маркерами информационной системы, эмотивы потенциальные — потенциативы — маркерами системы концептуальной. В качестве примера авторы обращаются к невербальному дискурсу. В первом случае имеется в виду пластическая речь Михаила Барышникова, вступающего в художественную коммуникацию с Владимиром Высоцким, который исполняет в аудиозаписи фрагмент песни "Кони привередливые". Во втором — визуальный дискурс Андрея Рублёва "Троица".
Ключевые слова: Язык, информационная система, концептуальная система, значение, познающая деятельность, смыслообразование, эмотивность, Кони привередливые, Троица.
Медиатекст