Материалами научного журнала чаще являются научные исследования. Однако редакция нашего сетевого издания решила попробовать себя в новом жанре журналистского расследования, который, как известно, чаще обращён к феномену преступления, и где журналист-следователь выступает в роли частного детектива. Чтобы подробно рассмотреть всех участников этой истории, вооружимся увеличительным стеклом, почти как в известном советском анимационном сериале:

Следствие ведут колобки

Кадр из м/ф "Следствие ведут Колобки"
(1986-1987, т/о "Экран")

— Ой, шеф, а я вас вижу!

— Аналогично!

(Эдуард Успенский)

Этот жанр нам стал интересен тем, что в основной тематике нашего СМИ числятся авторские и смежные права на медиамузыку, которые, так или иначе, затрагивают юридические вопросы. Собственно, об авторских правах и пойдёт речь в данной статье. А целью этой публикации стала необходимость предания гласности противоправных действий некоторых дипломированных сотрудников в сфере художественной культуры, а также организаций в указанной сфере, оказывающих досуговые и образовательные услуги. Одновременно публикация имеет черты учебного характера.

Начнём с того, что редакция Электронного научного журнала "Медиамузыка", помимо своей основной деятельности, участвует в организации внешних медиапроектов, среди которых есть Веб-школа музыки MEDIAMUS. За оригинальность проекта и его учебно-методических материалов автор и куратор школы Александр Чернышов даже получил премию Губернатора Московской области в 2017 году. Журнал продвигает предлагаемые веб-школой уникальные авторские дистанционные учебные курсы "Музыка и медиа", "Музыка и мультимедиа", "Музыкальная медиажурналистика", а также комплексный курс "Музыкальная медиакультура", объединяющий первые три. Комплексный курс состоит из 12 тематических модулей, расположенных в определённой последовательности и имеющих оригинальные названия, в том числе включающих и сам авторский термин "медиамузыка". Напомним читателям, что согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, авторские права распространяются не только на произведения науки, литературы и искусства, но и на их части, названия и персонажи. Исключительное право на все произведения веб-школы принадлежит Московской компании "Медиамузыка".

В 2018 году на комплексный курс "Музыкальная медиакультура" неожиданно посягнули нечистоплотные работники российского "прикультурья". 14 ноября мало кому известное общество с ограниченной ответственностью (под довольно далёким от музыкального образования названием "Учебный центр ТЕХНАДЗОР") заключило муниципальный контракт с Домом культуры посёлка "Зарайский" на предоставление услуг по обучению, внимание, на курсе "Музыкальная медиакультура" (!). Контракт был размещён в открытом доступе на сайте Электронного магазина Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области и стал доступен СМИ.

Как следовало из муниципального контракта, директор ДК посёлка "Зарайский" Светлана Сбитнева за бюджетные средства собиралась обучить музыкальной медиакультуре своего близкого родственника (а по совместительству звукооператора) — Валерия Сбитнева. И никакого криминала в этом вроде бы нет. Но странность, которая сразу же бросилась нам в глаза, состоит в том, что ни название этого ООО, ни информация на его сайте об образовательных услугах исключительно в технической сфере (промышленная безопасность, ЖКХ, строительство, опасные перевозки и т. п.), ни отсутствие применения дистанционных технологий, — ничто тогда не смутило директора ДК. Почему она не выбрала правообладателя учебного курса (который, кстати, также участвовал в "торгах"), а умышленно пошла на странную "сделку", — до сих пор для нас остаётся загадкой. Ведь ещё 9 ноября она писала в Московскую компанию "Медиамузыка", что хотела бы сотрудничать именно с ней.

Дальше ситуация развивалась, как в лучших детективах. Естественно, правообладатель не стал терпеть такого явного нарушения своих прав и подал в суд на бойкого продавца чужого учебного курса. После длительных судебных тяжб, 26 июля 2019 года Арбитражным судом города Москвы вина ООО "Учебный центр ТЕХНАДЗОР" за нарушение исключительного авторского права была признана (дело А40-45352/2019). Светлана Сбитнева, представляющая Дом культуры посёлка "Зарайский" (ДК был привлечён к судебному делу в качестве третьего лица), в суд явиться побоялась и даже отзыв предоставить не решилась. Представительница ответчика же в судебных заседаниях утверждала, что контракт расторгли в конце 2018 года, такую дисциплину, как медиамузыка, сегодня преподают чуть ли не во всех учебных заведениях страны, а авторское право на программу "Музыкальная медиакультура" принадлежит ТЕХНАДЗОРу, так как сия программа была ими заказана и оплачена. Правда здесь есть одно "но": заказ поступил только 21 января 2019 года, то есть через два (!) месяца после подписания контракта и через месяц после его… расторжения.

Так в этой неприятной истории появился ещё один нарушитель — псевдо-автор программы Ирина Хавренкова — жительница города Плавск Тульской области, выпускница факультета музыкального искусства МПГУ. После финального заседания арбитражного суда редакция СМИ заинтересовалась этим "специалистом" по музыкальной медиакультуре и даже направила запрос в ГБОУ города Москвы "Курчатовская школа". 29 июля 2019 года администрация школы сообщила нам, что их музыкальный руководитель Ирина Хавренкова какой-либо квалификации, печатных трудов и публикаций в области музыкальной медиакультуры вообще не имеет.

Сама Хавренкова сообщила уже Плавскому районному суду Тульской области (дело № 2-372/2019), что оказывается, сотрудники "Учебного центра ТЕХНАДЗОР" по WhatsApp подговорили её осуществить подлог и выдать оригинальные названия комплексного курса "Музыкальная медиакультура" и двенадцати его модулей под своим именем. Но, несмотря на все отговорки, 29 октября 2019 года суд привлёк её к материальной ответственности. По данным сайта Курчатовской школы, И. Хавренкова там уже не работает, и, наверное, это справедливо. Ведь человек низких моральных качеств, полностью игнорирующий нормы научной и деловой этики, участвующий в попытках незаконного присвоения чужой интеллектуальной собственности, работать с детьми вряд ли достоин.

Мы попросили прокомментировать ситуацию создателя Веб-школы музыки MEDIAMUS, доктора искусствоведения Александра Чернышова:

Если откровенно, то просто возмущён действиями лиц, незаконно использовавших и пытавшихся присвоить интеллектуальную собственность, над созданием которой я трудился многие годы. Это касается и терминологии, и названий, и произведений. Я расцениваю всех этих дельцов, очевидно действовавших по предварительному сговору, как какой-то паноптикум. Просто никаких внутренних ориентиров, как говорится — ни стыда, ни совести. Надеюсь, что хотя бы решения судов и осуждение общественности их как-то остановят.

А как же директор ДК посёлка "Зарайский", спросите вы, ведь из показаний Ирины Хавренковой следует, что и Сбитнева не была жертвой ситуации? А вот ей, как раз, удалось выйти из воды сухой. Но так как 14 ноября 2018 года она заключила муниципальный контракт с компанией, которая ещё даже не осуществила подлог с правообладанием на курс "Музыкальная медиакультура", редакция СМИ решила направить запрос и в Дом культуры посёлка "Зарайский" с вполне корректными вопросами. Что тут началось!.. Оказывается, некоторые домоправительницы мечтают попасть "в телевизор", как фрекен Бок из мультфильма про Карлсона, а некоторые, напротив, этого почему-то очень боятся.

Карлсон вернулся

Кадр из м/ф "Карлсон вернулся"
(1970, Союзмультфильм)

— Это телевидение, да?

— Это отдел "Жизнь привидений"? Да? Да!

(Борис Ларин)

1 октября 2019 года в 10:30 с телефонного номера +7 (49666) 2-84-53 в адрес редакции поступил звонок. Звонящая представилась "Комитетом по культуре Зарайска", утверждала, что С. Сбитнева не обязана отвечать на запросы редакции СМИ, потому что контракт был расторгнут ещё 31 декабря 2018 года. Потом трубку передали самой Сбитневой, которая стала говорить, что ей совершенно не надо, чтобы редакция о них что-то там писала. В общем, классический вариант: лучшее средство защиты — это нападение. Популярная схема: с одной стороны, — я должностное лицо, а с другой, — я делаю свои личные дела и прошу мне не мешать.

Пользуясь случаем, напомним читателям две статьи Закона РФ "О средствах массовой информации". Так, согласно статье 3, со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается. А в соответствии со статьёй 39 статьи редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Вероятно, ознакомившись с указанными нормами Закона, С. Сбитнева всё же была вынуждена направить в редакцию свой ответ. Правда, она почему-то не указала, что муниципальный контракт был расторгнут, как это было заявлено в телефонном разговоре. Она лишь написала, что не может предоставить редакции СМИ никаких сведений, так как… охраняет персональные данные своего работника. Вот ведь незадача, ранее она охраняла эти же персональные данные и при этом без сомнения разместила их в открытом доступе (муниципальный контракт на получение образовательных услуг для Валерия Сбитнева).

Кстати, информация о расторжении муниципального контракта 31 декабря 2018 года, прямо под звон бокалов, оказалась ложной. Это опровергается письмом Комитета по конкурентной политике Московской области, которым располагает редакция журнала. В этом письме сообщается, что на момент 20.02.2019 муниципальный контракт по закупке 356713 между МБУ ДК посёлка "Зарайский" и ООО "Учебный центр ТЕХНАДЗОР" не расторгнут.

И ещё один интересный факт. Редакция выяснила, что номер телефона, с которого вместе со Сбитневой звонила якобы сотрудник Комитета по культуре, принадлежит другой организации, а именно Дворцу спорта "Зарайск". Поэтому, вероятно, контролирующим органам (и в частности Комитету по культуре, физической культуре, спорту, работе с детьми и молодежью Зарайска) стоит обратить более пристальное внимание на деятельность директора ДК, проверить всю документацию, а при необходимости привлечь и органы прокуратуры? — Ведь не секрет, что коррупция в сфере культуры начинается уже с сельских клубов...

Конечно, повсеместно коррупцию победить невозможно. Непорядочные дельцы "от культуры", "от образования" и "от науки" всегда будут пытаться осуществлять свои махинации с целью незаконного обогащения. Тут можно уповать только на правоохранительные органы. Но, со своей стороны, хотелось бы обратиться к этической стороне вопроса, к необходимости воспитания ответственности в среде самих интеллектуалов. Кому как не преподавателям и сотрудникам учреждений культуры, носителям и пропагандистам эстетических ценностей литературы и искусства быть примером для подражания, а не становиться нарушителями, о которых шла речь в настоящей статье.

Естественно, что решить все случаи правонарушений в судах чисто физически очень затруднительно, тут нужен дополнительный рычаг — со стороны образования. Думается, что, как минимум, на художественных факультетах вузов уже на этапе подготовки (переподготовки) следует обращать особое внимание на специальные знания в области авторских и смежных прав, на профессиональную этику. И далее, в условиях целенаправленной "обновлённой" педагогики уже можно будет надеяться на нравственную реинкарнацию аудитории, семимильными шагами переходящую в век цифровой экономики.

Редакция ЭНЖ "Медиамузыка"

10.11.2019

prev next

Библиографическая ссылка:

Лицензия Creative Commons