6 июля 2020 года в Риме не стало Эннио Морриконе, композитора, который в своём окружении получил прозвище "маэстро", вокруг имени которого ещё при жизни возникло много загадочных легенд. Даже сразу после его смерти был найден и обнародован некролог, который музыкант написал сам себе: Я, Эннио Морриконе, умер. Объявляю об этом всем друзьям...
Написан он, конечно, был на итальянском языке. Немногие поклонники знают, что Маэстро, создавший много музыки для Голливуда, не знал английского. Его близкий друг, член редакционного совета ЭНЖ "Медиамузыка" Серджио Микели рассказывал нам, что если Эннио получит поздравительную открытку от Президента США, написанную на английском языке, то не глядя выбросит её в мусорное ведро, так как не сможет прочесть от кого она.
Шутка это или нет, сказать теперь уже доподлинно невозможно, но став в 2014 году в возрасте 85 лет Почётным Председателем жюри Международного открытого конкурса авторского музыкального видео "Медиамузыка" (проходившего под эгидой нашего журнала), Морриконе записывал приветственные ролики для участников конкурса на своём родном итальянском языке. Было очень трогательно наблюдать в многочисленных дублях, как известнейший кинокомпозитор пытался найти наиболее непринуждённый ракурс для видеообращения из своего дома в Риме, устроенного в стиле ампир. Эта непроизвольная эклектика между антуражем и содержанием речи Маэстро о видеоклипах как бы подчёркивала связь инновацонного проекта конкурса с прошлыми эпохами. Кстати, видеооператором ролика выступила молодой итальянский учёный-музыковед, радиоведущая общественной итальянской телерадиокомпании RAI Рената Сконамильо.
При том, что композитора всегда окружали музыковеды, в мир пробрались музыковедческие ошибки, ставшие со временем "легендарными". Так, в Финале упомянутого конкурса, прошедшего в 2015 году, зрителям были продемонстрированы два произведения, первое из которых часто ошибочно приписывается Маэстро. В этом шуточном видеоролике речь идёт о композициях, исполненных Георге Замфиром на пан-флейте: "Одинокий пастух" и теме из гангстерского кинофильма Серджио Леоне "Однажды в Америке" (1984). Переозвучка была сделана актёрами Дмитрием Блажиевским и Максимом Еремеевым.
Творческий тандем Морриконе и Леоне стал ярчайшим выражением так называемого жанра "спагетти-вестерн", появившегося в 1960-х годах в Италии. Бывшие одноклассники, они понимали друг друга с полуслова, что привело к рождению поистине шедевров киноискусства. И это касается не только визуальной стороны вопроса с её особой переигранной фарсовостью, сверхкрупными планами и полуфантастическими способностями вечно мстящего супергероя, но и многих звуковых находок в подаче образа Дикого Запада, не уступающих, а где-то даже и превосходящих Голливуд. Показательно, что если музыка Элмера Бернстайна из американской трилогии "Великолепная семёрка" (1960) впоследствии навсегда прикрепилась к рекламе ковбоя, курящего Marlboro, то "квакающий" мотив Эннио Морриконе из итальянского фильма "Хороший, плохой, злой" (1966) стал узнаваемым звуковым символом американских сигарет Camel.
Музыка Морриконе сопровождает многие спагетти-вестерны, созданные режиссёрами Серджио Леоне, Серджио Корбуччи, Джулио Петрони и другими. Однако Маэстро значительно отметился и в становлении яркого итальянского кинематографического жанра — "джалло" (детектив с элементами ужаса), культивируемого режиссёрами Дарио Ардженто и Лючио Фульчи. Алеаторику в духе свободного джаза или оркестрово-сонористические эффекты триллера, к примеру, можно слышать в фильме Д. Ардженто "Кошка о девяти хвостах" (1971).
Даже в известном сериале телерадиокомпании RAI "Спрут 2" (1986) можно слышать сонорно глиссандирующие струнные, изображающие чувство подозрения. Собственно, Морриконе одинаково хорошо удавались как яркие интонационные мелодии, так и исключительно шумомузыкальные партитуры. Вспомните, например, гениальную сцену из фильма "Однажды на Диком Западе" (Гармоника из окна помогает Фрэнку избежать убийства своими же людьми), где внутрикадровые шумы гармонично вписываются в ритмо-тембральную шумомузыкальную фактуру композитора.
Но в сознании большинства людей Морриконе всё-таки остаётся кинокомпозитором-мелодистом. При этом здесь тоже не обошлось без легенды, что самая знаменитая мелодия Маэстро специально написана для французской кинокартины "Профессионал" (1981, режиссёр Жорж Лотнер). На самом деле тема Chi Mai была написана задолго до этого фильма и являлась результатом долгой работы Морриконе для итальянской телерадиокомпании RAI, для оформления эфиров которой он делал аранжировки в 1950-60-х годах. До фильма "Профессионал" она уже многократно использовалась в кинопродукции, теле- и радиоэфире. К слову, французские телезрители узнали эту тему из рекламы корма для животных. Очень актуально этот вопрос обыграл режиссёр Ален Шаба в своей комедии «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"» (2002). Пёсик Идефикс гонится за римским легионером, удирающим на четырёх конечностях, а за кадром звучит Chi Mai.
Тем не менее, душераздирающие укольчики скрипок в контексте золотой секвенции для русскоязычного зрителя связаны именно с образом актёра Жан-Поля Бельмондо. И не зная всей настоящей истории создания этой мелодии, нам вряд ли можно понять намёки современного французского режиссёра о её связи с рекламой корма для собак. Хотя, справедливости ради, необходимо признать, что в фильме "Профессионал" звучит и другая очень похожая тема (Le vent, le cri), уже специально написанная для него композитором.
Конечно, создав музыку к более чем 500 медийным опусам, Эннио Морриконе сотрудничал с режиссёрами из разных стран. В первую очередь, это итальянские режиссёры, о которых мы уже упоминали. Также у него сложились творческие проекты с Франко Дзеффирелли ("Гамлет"), Бернардо Бертолуччи ("Партнёр"), Пьером Паоло Пазолини ("Теорема"), в которых он себя проявил как блестящий стилизатор, вплоть до имитатора музыки Бернарда Херрманна. Маэстро успешно работал и со многими американскими режиссёрами, среди которых Брайан де Пальма, Роман Полански, Оливер Стоун, Джон Карпентер, Квентин Тарантино. За музыку к фильму последнего "Омерзительная восьмёрка" (2015) Морриконе получил долгожданную премию "Оскар", на голливудской "Аллее славы" была заложена его именная звезда.
Киномузыка Маэстро получила вторую жизнь на сцене. Наш журнал ранее публиковал фоторепортаж, посвящённый 30-летнему юбилею концертной деятельности композитора. С различными симфоническими оркестрами он объездил весь мир в качестве дирижёра, популяризируя свою киномузыку. Даже в 90-летнем возрасте Маэстро не покидал сцены, управляя оркестром, сидя на высоком стуле. Такие концерты неизменно собирали полные залы, и это неудивительно: музыка Морриконе стала мировым культурным достоянием, вошла через кинофильмы в каждый дом и осталась там навсегда.
Эннио Морриконе написал свой некролог сам, в нём он попрощался с друзьями и поклонниками и выразил желание, чтобы похороны были частными, чтобы никому не причинить неудобства. Легендарный Маэстро ушёл, но его творчество будет жить всегда. Надеемся, что на страницах нашего журнала его имя появится ещё неоднократно.
31.07.2020
Библиографическая ссылка: