К сожалению, французское слово "мобилизация" (la mobilisation) не связано с тотальным снабжением жителей "мобильниками", а имеет довольно устрашающее значение приведения вооружённых сил и инфраструктур в военное положение. Скорее всего, термин появился после поражения армии Наполеона Российской империей, когда Пруссия стала целенаправленно выстраивать новые вооружённые силы, ранее разгромленные французами. Сначала, конечно, принципом мобилизации был не чёткий план вооружения солдат и их экономического сопровождения, а идеологическая импровизация.
Первые значительные мобилизационные планы связаны с развитием европейской железной дороги во второй половине XIX века. Вероятно, Франко-прусская война 1870-1871 годов, результатом которой стало объединение немецких земель в единое государство, является наглядным примером удачной мобилизации миллионной прусской армии.
Беспроводной телеграф конца столетия, присоединившийся к возможностям железной дороги, сыграл немаловажную роль в военном деле. Даже такое большое государство, как Российская империя, благодаря в том числе телеграфу, сумело оперативно провести всеобщую мобилизацию войск в связи с начавшейся Первой мировой войной. Собственно, Николай II даже специальную медаль учредил под названием "За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года".
Главным музыкальным символом проводов на войну стал инструментальный марш Агапкина/Богорада "Прощание cлавянки" (1912), написанный в год столетия победы в Отечественной войне 1812 года. Этот марш императорского периода гармонично вписался в события Первой мировой войны. Его массовое распространение произошло благодаря граммофонной записи 1915 года, осуществлённой фабрикой "Экстрафонъ" в Киеве. Из Киева пластинка быстро "разлетелась" по всем крупным городам Российской империи, где многократно переиздавалась, крутилась на граммофонах, а сама музыка вошла в репертуар многих духовых оркестров, играющих на вокзалах. Созданный кинематографом миф о том, что марш исполнялся при мобилизации в годы Великой отечественной войны (см., например, фильм "Летят журавли", 1957), до сих пор не развеян (примером может служить скандальная скульптурная композиция "Прощание славянки", открытая на московском Белорусском вокзале в 2014 году, да ещё с ошибочным присутствием бронзовых немецких винтовок "Маузер 98", впоследствии спиленных). Хотя музыкальное произведение находилось лично под сталинским запретом (как "белогвардейский марш") и было реабилитировано только после смерти руководителя СССР в 1953 году.
Автор Дмитрий Моор (1920)
Радиовещание становится значимыми медиасредством мобилизации в Великой отечественной войне. Наверное, ни для никого не секрет, что в эфире звучал не только призывный речевой голос, но и призывный вокал. Никогда ранее песня не была столь широко использована в мобилизации военного потенциала страны. "Священная война" Александрова/Лебедева-Кумача стала главной песней июня 1941 года. Тогда она звучала на Белорусском вокзале в Москве в исполнении Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР. А позднее, с октября месяца, песня-марш "перебралась" на Всесоюзное радио, на волнах которого звучала ежедневно сразу же после утреннего боя кремлевских курантов. Правда, марш этот довольно нестандартный, так как написан в трёхдольном метре (3/4).
Хотя существует спор об авторстве стихов этой песни, и на роль автора претендует Александр Боде из Рыбинска, вроде как написавший текст песни ещё в годы Первой мировой войны и пославший своё стихотворение Василию Лебедеву-Кумачу в 1937 году. Спор существует и в отношении мелодии, приписываемой украинской песне "Повстань, народе мій!" (1919). Неслучайно, что в марте 2022 года песня была переделана из гимна против фашистов в гимн против российской армии (в тексте использован нецензурный термин "рашисты") и распространена через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет":
Всеобщая мобилизация в Украине была объявлена 25 февраля 2022 года (частичные проводились ещё с 2014 года). Армия ВСУ XXI века по плану должна достичь численности в один миллион человек, подобно прусской армии XIX века. Главной песней мобилизации стал официальный гимн страны, а основным медиасредствами выступили телевидение, онлайн-флешмоб и средства видеомонтажа. Так, телеканал "1+1" после объявления всеобщей мобилизации запустил патриотический песенный флешмоб "Музыкальная оборона". Участники шоу "Голос країни", звезды шоу-бизнеса и спортсмены сняли для соцсетей видео, в которых исполняют гимн Украины. Кто-то пел из своего дома, кто-то из бомбоубежища, кто-то вышел во двор. Монтажный флешмоб был направлен на то, чтобы привлечь как можно больше людей в мире к военной ситуации в Украине.
21 сентября 2022 года в России также объявлена мобилизация, пока частичная... Ждать ли всеобщей мобилизации и новой песни, например, от "придворной" панк-группы "Ленинград"? Однако гадать — дело неблагодарное. Давайте лучше вернёмся на сто лет назад и вспомним один плакат времён гражданской войны (см. выше) и положенное на старую мелодию стихотворение Демьяна Бедного "Проводы" ("Как родная меня мать провожала", 1918). Неужели история вновь пошла вспять?
Редакция ЭНЖ "Медиамузыка"
21.09.2022
Библиографическая ссылка: