"Фирма Мелодия". Это название знакомо, пожалуй, каждому человеку не только в России, но и за рубежом. Редкий случай, когда брэнд становится именем нарицательным, "говорящим" термином для целой эпохи советской грамзаписи. Но возник он не на пустом месте. Всё началось в далёком 1919 году, когда при Центропечати РСФСР был создан отдел "Советская пластинка". Невзирая на военное время, голод, послереволюционные трудности и лишения, молодому государству срочно требовалось наладить выпуск грампластинок (параллельно с индустриальным строительством шло становление новой имперской культуры, и этот процесс был совершенно очевиден)! К 1950-м годам в нескольких крупных городах различных республик СССР — в Ленинграде, Таллине, Риге, Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате и Ташкенте — успешно работали звукозаписывающие студии ВСГ (Всесоюзной студии грамзаписи), где сначала фиксировалась на магнитную ленту, а затем переносилась на матрицы творческая атмосфера того времени: мастерство музыкантов, чтецов, режиссёров, дирижёров и актёров. Сотни часов аудиоматериала штамповались ежедневно на грампластинках, которые затем не только продавались внутри страны, но и шли на экспорт, что являлось важнейшим элементом советской пропаганды. Такое многоуровневое хозяйство требовало объединения, и в 1964 году по постановлениям Совета Министров и Министерства культуры появилась на свет Всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия", сразу же став крупнейшим в мире монополистом по подготовке и производству аудиозаписей.
Благодаря тщательному отбору, на пластинки попадало только лучшее, а жанровая широта поражает до сих пор: различные музыкальные стили от инструментальной и вокальной классики и народной музыки до электронных экспериментов, от драматических постановок до политических литературно-музыкальных аудиоспектаклей, от камерных, студийных записей, сделанных в лучших студиях страны до выездных, которые происходили в известнейших концертных залах СССР. На пластинках фиксировались концертная, студийная культуры, а также лучшие произведения телерадиоэфира.
Академическая музыкальная культура, естественно, занимала ведущие позиции среди всех проектов "Мелодии". Грандиозная "Антология русской симфонической музыки" создавалась более 25 лет вместе с Евгением Светлановым и Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под его управлением. Сотни часов записи музыки полутора столетий — шедевры, начиная от Глинки и Чайковского до Стравинского и Ляпунова. Особую ценность представляет студийный материал, подготовленный исключительно для выпуска на пластинках. Например, так же под управлением Е. Светланова Госоркестр СССР осуществил запись всех 27 симфоний Мясковского. Другой выдающийся дирижёр, Геннадий Рождественский, уделял работе в студии не меньшее внимание. Сначала с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио, а позже с созданным им оркестром Министерства культуры СССР (который стал собственным коллективом фирмы "Мелодия") впервые в нашей стране были записаны все симфонии Брукнера, Сибелиуса, Онеггера, симфонии и балеты Прокофьева, выпущены симфонические комплекты Чайковского, Глазунова и Шостаковича. Музыка многих композиторов советской школы была записана и предложена на суд слушателей. Гигантские тиражи пластинок отправлялись во все уголки СССР и торговые точки по всему миру. Сегодня такая массированная культурная пропаганда, конечно, немыслима [2].
Некоторые пластинки сразу же становились раритетными, не успев попасть на полки магазинов, некоторые тиражи вообще предназначались только для отправки на экспорт. И здесь надо отметить большую пропагандистскую роль, которую играла фирма "Мелодия" наравне с радиовещанием. Не секрет, что советские пластинки на Западе ждали. Многие бесценные экземпляры до сих пор сохраняются в частных коллекциях. И это не удивительно: такая тщательность отбора репертуара и высочайшее мастерство исполнения были возможны только в Советском Союзе при полной государственной поддержке. Произведения утверждались на запись и/или выпуск не продюсерами с сомнительным вкусом, ищущими быстрых "шальных" денег от продаж дисков, а профессиональными худсоветами, главной целью которых был культурный уровень страны и нации, которую они представляли. Тиражировать десятками миллионов безвкусицу позволить себе не могли, как не могли подорвать доверие меломанов.
Иногда даже происходили забавные "мистификации", благодаря которым теперь можно прояснить многие исторические детали. Например, знаменитая "Аве Мария" Каччини. В 1970 году на "Мелодии" вышла пластинка "Лютневая музыка XVI-XVII веков", где напротив этой композиции значится неизвестный автор XVI в. На самом деле авторство, скорее всего, принадлежало одному из исполнителей, лютнисту Владимиру Вавилову (как и практически всех остальных произведений, среди которых, кстати, и знаменитый "Город золотой"), который посчитал оптимальным остаться неизвестным. Солировала Надежда Вайнер, а на органе играл Марк Шахин.
Диск стал очень популярен, его переиздавали, выпускали новые тиражи. Многие вокалисты заметили это неизвестное произведение и взяли его в свой репертуар. Случайно или нет, но на сольной пластинке певицы Ирины Богачёвой, вышедшей на несколько лет позже, ленинградские редакторы "Мелодии" подписали эту "Аве Марию" уже именем Джулио Каччини. С тех пор началось триумфальное шествие этого вокального опуса, использующего всего два слова. Его исполняли крупнейшие вокалисты мира: Ирина Архипова, Чечилия Бартоли, Андреа Бочелли и многие другие. Таким образом, благодаря казусу, сегодня мы можем проследить историю одного произведения и доказать огромное влияние советской культуры академического направления.
Помимо этого, большое внимание уделялось выпускам эстрадных записей (вокально-инструментальных ансамблей и инструментальных групп). Среди них можно назвать ансамбли "Песняры", "Самоцветы", "Червона рута", "Зодиак". Разговорный жанр также занимал важное место. Записывались и выпускались литературно-музыкальные постановки, литературные хрестоматии, аудиоуроки, выступления чтецов. Выполнялись и специальные заказы: тиражировались пластинки с документальными записями голосов известных поэтов и писателей, политических деятелей, учёных. На дисках выходили даже шумы, которые использовались в спектаклях профессиональных и самодеятельных драматических театров по всему СССР. Таким образом, был охвачен широкий диапазон аудиокультуры — от автономных произведений до оформительских элементов. Советские слушатели могли ознакомиться и с творчеством современных зарубежных музыкантов (к примеру, шведский квартет ABBA, Оркестр под управлением Поля Мориа и др.). Причём порой сами авторы и исполнители не подозревали, что за "железным занавесом" тиражируются их записи.
Широко использовался в грамзаписи материал Всесоюзного радио, прошедший в эфир. На основе радийных плёнок подготавливались специальные совместные выпуски и серии пластинок. Особенно это касалось записей для детей: полюбившиеся радиоспектакли и музыкальные сказки слушатели могли приобрести на грампластиках. "Приключения Буратино" (1949, режиссёр Роза Йоффе, автор инсценировки Сергей Богомазов, композитор Василий Ширинский, все роли озвучивает Николай Литвинов) тому ярчайший пример. Созданная для детского радиовещания, она многократно переиздавалась на пластинках, а с наступлением цифровой эпохи "Мелодия" выпустила уже компакт-диск, на котором, к сожалению, имя великого режиссёра радио не упомянуто. А ведь именно Роза Йоффе начала смелые эксперименты с магнитной лентой, о которых будущий родоначальник "конкретной музыки" француз Пьер Шеффер даже не подозревал! Это архивирование и дистрибьюция аудиоматериалов Всесоюзного радио позволила сохранить множество ценных образцов высокого художественного уровня [1].
Дуэт Буратино и Пьеро
Сейчас дистрибьюция приобрела новые формы: распространяются не только аудио-, но и видеозаписи балетов, опер и музыкальных трансляций на DVD. Например, сегодня совместно с французской BelAir classiques "Фирма Мелодия" выпускает постановки ГАБТ России в профессиональной видеосъёмке. Вот фрагмент балета Чайковского "Спящая красавица", записанного в 2011 году режиссёром Винсентом Батайоном (продюсер Франсуа Дюпла, хореография Мариуса Петипа, новая хореографическая редакция Юрия Григоровича):
Канули в Лету многие маститые режиссёры, звукорежиссёры, исполнители, составители и редакторы, пришёл в запустение некогда известный завод грампластинок в Апрелевке. "Мелодии" пришлось освободить свою знаменитую студию в костёле в центре Москвы (ничего не поделаешь, духовность). Всюду появились тысячи маленьких "студий", каждый у себя дома с помощью простого компьютерного оборудования теперь может написать, записать и выложить в Интернет свои "творения". И возникает логичный вопрос: в чём сегодня, по прошествии пятидесяти лет, заключается задача "Мелодии", не превратится ли она в архаичный институт, в некий музей забытых плёнок, в дистрибьютора чужих успехов? Ответить на этот вопрос можно, если не уподобляться "иванам, не помнящим родства", если "отмотать" историю назад и снова попытаться проанализировать самое начало, 1919 год. Действительно странное было решение — начать выпуск грампластинок во время разрухи, возрождать культуру и искусство, когда людям элементарно было нечего есть. Но, как теперь мы видим, оно было правильным: искусство поддерживало и объединяло людей в самые трудные годы, не давало им отчаяться. Объединение под эгидой "Мелодии" в 1964 году разрозненных студий в разных городах СССР также принесло свои плоды: уникальный опыт их централизации, оптимизации, консолидации (с радиовещанием), а также создания и управления огромными звуковыми архивами целой страны вызывает восхищение историков звукозаписи по всему миру. Конечно, нынешние условия, в которых существует ФГУП "Фирма Мелодия", комфортными не назовёшь: от былого величия не осталось ничего, кроме рядов стеллажей с чудом спасёнными пыльными коробками, которые сотрудники ежедневно разбирают, открывая для нас всё новые старые шедевры. До сих пор специалисты фирмы продолжают оцифровку и реставрацию старых советских плёнок, среди которых множество неизвестных, никогда не издававшихся записей. Этот издаваемый архив представляет собой ценнейший материал не только для частного прослушивания, но и для вещательных целей, особенно для радиостанций, было бы только желание с их стороны (в отличие от того же Гостелерадиофонда, который, имея десятки тысяч фонограмм, к сожалению, не выпускает их в свет, занимаясь исключительно коммерческой перезаписью на заказ). Именно эта функция становится сегодня приоритетной: донести архивы до пользователя.
26 апреля 2014 года под звуки музыкального субботника в Нескучном саду "Фирма Мелодия" отметила 50 лет. И хочется верить, что полувековой юбилей станет началом нового успешного этапа её деятельности (Фоторепортаж № 3).
Список литературы | Works cited
- Чернышов А. В. Истоки медиамузыки // ЭНЖ "Медиамузыка". № 1 (2012). URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_1.html
- http://melody.su/melody/history/
26.04.2014
Библиографическая ссылка: