13-14 сентября 2014 года в рамках выставки NAMM Musikmesse Russia в московском Эксцентре "Сокольники" прошёл Фестиваль современных музыкально-образовательных технологий, организованный Национальным советом по современному музыкальному образованию (НССМО). Мероприятие проходило в Конференц-зале № 2, где накануне презентовали свои инновационные технологии Большой и Мариинский театры (особенно интересной программой отличился медиацентр Мариинки).

В первый день работы Фестиваля центральным событием, конечно, стал финал конкурса "Музыка и ВидеоАнимация" — "МиВА"-2014 (председателем жюри выступил санкт-петербургский композитор Игорь Корнелюк). Это первый всероссийский конкурс по созданию саундтреков "на заданную тему". Конкурсантам предварительно было предложено несколько видеоработ, к которым они сочинили звуковое сопровождение при помощи электронных инструментов. Подходы к решению данного художественного задания были многообразны: от явного контрапунктирования музыки и изображения до традиционной мультипликационной синхронизации движения персонажей и музыкальных параметров. Неслучайно, что ведущий круглого стола, который провели члены жюри и конкурсанты, главный редактор электронного научного журнала Александр Чернышов предложил рассмотреть проблему "миккимаусинга", поставив важный вопрос: А что именно синхронизируется? Присутствующие решали эту задачу на классическом примере из "Фантазии" (1940) Уолта Диснея "Ученик чародея" (режиссёр Джеймс Элгар, музыка Поля Дюка).

Приветствие Игоря Корнелюка

МиВА

Конечно, миккимаусинг не единственный приём анимационного продукта. К тому же конкурсанты находились в достаточно жёстких рамках заранее смонтированного видеоматериала. И у них не было той свободы композитора, которая обычно бывает при создании саундтрека, ведь видеоряд монтировать было нельзя. Жюри отметило индивидуальные творческие находки. Наиболее ярко они проявились в музыке, созданной к ролику Lightheaded (режиссёр Майк Дакко), который конкурсанты выбирали чаще других. Здесь встречались и лейтмотивная техника, и иллюстрация, и контрастная полифония, и музыкально-литературная композиция.

Так, в ролике Александра Тарасевича из Подмосковья (Большевязёмская ДШИ), занявшего первое место в одной из возрастных категорий конкурса (учащиеся школ), происходит "перекодирование" известной музыки Бетховена, что придаёт звукозрительному образу дополнительную культурную, "историческую" многослойность.

Во второй день завершающим событием Фестиваля стала Вторая Всероссийская конференция по современному музыкальному образованию, связанному с новыми цифровыми технологиями (Фоторепортаж № 4). Открыл Конференцию доктор педагогических наук, композитор Игорь Красильников, рассказавший об общероссийской работе над действующим проектом "Музыка для всех", который раскрывает многогранные возможности применения электронного музыкального инструментария в системе общего и дополнительного музыкального образования. Приятным открытием была информация о преподавании электронных инструментов в вузе — Чебоксарском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева. Яркими докладами о преподавании музыкально-компьютерных дисциплин в "среднем звене" поделились Евгений Шипулин и Наталья Никитина (Санкт-Петербургский музыкальный техникум им. М. П. Мусоргского). Флагманами преподавания электронных музыкальных инструментов в школах (московской ДШИ им. М. А. Балакирева и ЦДШИ г. о. Химки) и председателем НССМО Еленой Орловой в очередной раз были подняты вопросы о необходимости трёхступенчатой системы образования в данной области. Доктор искусствоведения Александр Чернышов озвучил идею НССМО о создании Академии цифровой музыки, рассмотрев важные вопросы интернет-образования.

Фестиваль продолжил объединение энтузиастов: преподавателей, музыкантов, учёных, которые смело выходят в новое цифровое пространство, которого так боятся бюджетные учебные учреждения среднего и высшего образования, "сохраняя" традиции, а вместе с ними и своё спокойствие и незыблемое благополучие. Только вот вряд ли новая музыкальная культура сможет цвести в этом "болоте". Время ушло далеко вперёд, а культура вне времени постепенно теряет смысл, поэтому НССМО решил объявить открытый сбор голосов за создание нового сетевого музыкального вуза России. Следите за новостями (muzsovet.com).

16.09.2014

prev next

Библиографическая ссылка:

Лицензия Creative Commons