14-15 октября 2014 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялись гастроли знаменитой Пекинской оперы в рамках мирового турне, посвящённого 120-летию со дня рождения великого китайского актёра Мэй Ланьфана. По любезному приглашению руководителя подразделения по развитию театра и реализации инновационных программ Вячеслава Лупачёва мы побывали на этом событии и познакомились не только с музыкальными спектаклями Пекинской оперы, но и с передовыми медиатеатральными технологиями Мариинки, особое внимание которым уделяет художественный руководитель-директор театра Валерий Гергиев.
Не дай вам Бог жить в эпоху перемен! Эту древнюю китайскую мудрость в последнее время достаточно часто можно услышать по разным поводам потому, что наше существование настолько резко меняет свои ориентиры, что многие не успевают понять, как жить дальше, к чему стремиться. Эта ситуация усугубляется ещё и тем, что переменами затронуты практически все стороны жизни: от производства и быта до искусства и культуры. Появившись как некая элитарная составляющая для научных вычислений, компьютерная техника постепенно произвела тихую цифровую (а параллельно с ней — информационно-культурную) революцию. Универсальность технологий для достижения самых разных целей породила и побочное явление — каждый человек, имея в руках стандартную компьютерную платформу, может стать "специалистом" в любой области знаний, достаточно только установить соответствующее программное обеспечение. Перемены приводят к тому, что традиционное восприятие (к примеру, чтение бумажной книги, просмотр телевизора) уже не вызывает полного понимания со стороны субъекта, для этого требуется экран компьютера или мобильного устройства, возможность воздействия на объект, особый цвет, "правильный" звук и т. п. Всё это ещё более усложняется из-за объединения отдельных компьютеров и устройств в глобальную цифровую сеть.
Эпоха перемен заставляет искать новые формы бытования и классических искусств, таких как музыка, литература, театр. Конечно, изменить основную особенность искусств с их эффектом исполнительского и зрительского присутствия в большинстве случаев невозможно. Но можно сделать их, как минимум, доступнее более широкому кругу людей, а как максимум, — постепенно перевести на качественно новый уровень, органично соединив с медиасредствами (аудио, видео, Интернет). При этом очевидно, что любое произведение наделено выразительными средствами своего представления публике. Непосредственная театральная постановка или концертное исполнение по своим звуковым и визуальным качествам во многом отличается от записи на CD или DVD (в которых присутствует стереофонический звук, звукорежиссёрская компрессия, видеомонтаж и т. п.). Трансляция — третий вариант представления произведения, сохраняющий "эффект присутствия", наполненный многими технологическими качествами записи, но требующий своих дополнительных средств, таких как дикторские комментарии или же субтитры. В телерадиовещании сложились свои каноны для музыкальных и музыкально-сценических трансляций. Онлайн-вещание (аудиальное и визуально-аудиальное) только набирает обороты, стоя при этом "на плечах" телерадиовещания, расширяя его возможности.
Одним из пионеров в поиске новых средств презентации музыкальных опусов является Мариинский театр — старейшая и известнейшая сцена мира. К слову, театр первым в мире осуществил трансляцию оперы "Пиковая дама" в Интернет 21 июня 1999 года, а также провёл первую телевизионную трансляцию гала-концерта балета в 3D 15 апреля 2010 года. Современные медиатехнологии широко используются в театральной деятельности. Вячеслав Лупачёв говорит об этом так: "Театр одним из первых создал компьютерную систему продажи билетов, мы впервые организовали онлайн-трансляцию в Интернете в HD-качестве в области классической музыки и театра. Нами была создана, также впервые в России, автоматизированная система управления спектаклями (АСУС), которую можно представить как вертикальное дерево с горизонтальными ветвями. Допустим, мы планируем поставить балет Баланчина на 1 декабря. Компьютер рассчитывает варианты, возможно это или нет и, если не возможно, то показывает причины (технические, юридические и т. п.). К примеру, декорации к тому времени ещё не прибудут с гастролей или лицензионный договор с Фондом Баланчина заканчивается 10 ноября. Значит, мы либо решаем эти проблемы, либо снимаем спектакль. В маленьком механизме всё это просто и понятно, но в такой колоссальной организации, каковой является Мариинский театр, учесть все тонкости чрезвычайно трудно, слишком велико влияние человеческого фактора. И АСУС помогает избегать ошибок и сокращает время планирования. Особенно актуальным использование этой системы стало сейчас в связи с вводом здания Новой сцены (Мариинский-2), когда у нас одновременно в один день проходят спектакли на трёх больших сценах и четырёх камерных". Надо отметить, аналогичные медиатехнологии сегодня используются и в планировании телерадиоэфира, но в театральном мире этот опыт пока первый.
В составе театра организовано подразделение, сотрудники которого занимаются переводом сценического действа в медиа-плоскость: онлайн-трансляции театральных постановок или концертных исполнений, онлайн-видеоархивы как на собственном сервере, так и на сторонних хостингах (редактор Залина Сланова), интернет-радио (редактор Наталья Кожевникова), а так же записи произведений на CD и DVD (начальник отдела Сергей Бек, главный звукорежиссёр Владимир Рябенко). Современный медиатеатр (а музыкальный в особенности) невозможно создать на пустом месте. И в Мариинском это понимают. Требуется огромное количество составляющих, только при совпадении которых сможет получиться настоящий шедевр: техническая, художественно-технологическая, организационная и, наконец, кадровая. И если с первыми тремя всё более-менее понятно, то кадровая проблема стоит очень остро. Специалистам медиатеатра необходимо совмещать в себе несколько совершенно разных профессий. К примеру, режиссёр визуальной онлайн-трансляции — это и телережиссёр, и оператор, и режиссёр-постановщик, и дирижёр, и инженер, и журналист, и даже немного музыковед. Согласитесь, такого профильного медиамузыкального образования сегодня не даёт ни один вуз России. И в этом случае, по словам руководителя подразделения, приходится постепенно воспитывать кадры прямо на местах, буквально растить их, помогать, проходить путь становления мастера вместе с самим будущим мастером, главное — поставить эту "планку", захотеть добиться высокого результата и идти к нему (Фоторепортаж № 5).
Конечно, не всё ещё получается. И интернет-радио Мариинки существует пока в формате онлайн-плеера, в котором не хватает авторских комментариев к сценическим постановкам, музыкально-журналистских жанров, имиджевого звукового оформления. И видеомонтаж онлайн-телевидения пока весьма отдалённо соотносится с музыкальной и сценической драматургиями. Возвращаясь, например, к Пекинской опере, могу сказать, что это искусство особенное, непривычное европейцу. Театральная условность здесь многократно усиливается традиционными для разных актёрских амплуа костюмами, гиперболизированными жестами и мимикой, символическим гримом, акробатическими танцами, специфической музыкой в духе восточной монодии, "ненастоящими", часто фальцетными, голосами, весьма далёкими от bel canto. Трудно даже представить то, как чувствовала бы себя публика в зале, не видя субтитров на двух огромных экранах по бокам сцены, поясняющих музыкально-речитативное действо. Онлайн-трансляция со своей сфокусированностью на персонажах (крупные планы) и отличным качеством звука ещё более нуждается в пояснениях — комментариях, субтитрах, закадровой речи, а иногда даже в переведении в другую форму существования (с помощью телережиссёрских приёмов монтажа, например, или редакторского текста). В онлайн-версии это пока не использовалось, но лиха беда начало.
Зато феномен онлайн-трансляции уже создал самостоятельную субкультуру Мариинского театра. Фактически мы наблюдаем интереснейший процесс: театр обретает новую зрелищность через современные медиасредства. Так, проект "Друзья Мариинского театра в Новгородском музее", организованный при непосредственной поддержке депутата Государственной Думы РФ Сергея Фабричного и общественного фонда "Центр Национальной Славы России", заключается в прямой трансляции театральных спектаклей и концертов в специально оборудованные залы Новгородского музея-заповедника (Великий Новгород, Старая Русса, Валдай, Боровичи, Чудово и др.). Теперь театралам не обязательно ехать за сотни километров в Санкт-Петербург. Чтобы попасть на премьеру, достаточно прийти в местный филиал музея.
Аналогичные проекты Мариинский театр организует по всей России — уже начата работа в Свердловской области, в Ханты-Мансийске, Якутске, Новосибирске, Красноярске и других городах. В эту эпоху перемен музыкальный театр приобщает к высокому искусству не только зрителей собственного зала, не только зрителей гастрольных турне, но и зрителей "клуба" театра, если так можно выразиться, и конечно же, миллионы интернет-пользователей, профессионалов и любителей музыки по всему миру.
Добро пожаловать в Мариинский медиатеатр!
20.10.2014
Библиографическая ссылка: