Как показало время, решать проблемы музыкальной науки необходимо не только в исследованиях, на конференциях, на защите диссертаций, в научно-практическом ракурсе образования, но и в судебных органах. По большому счёту, это относится к любой науке, не только музыкальной, так как, к примеру, исследования, выраженные в объективной форме научных статей, являются объектами авторских прав, а именно научно-литературными произведениями. Кроме того, статьи, как правило, публикуются в сборниках трудов или в периодических изданиях (СМИ), которые сами по себе как составные произведения являются интеллектуальной собственностью издателя книги или учредителя СМИ. Передача прав составного произведения и всех его частей электронному ресурсу вовлекает в процесс пользования авторскими правами владельцев сайтов и администраторов доменных имён. В данном кратком обзоре остановимся на некоторых узловых проблемах авторского права, которые следуют из закона и правоприменительной практики России.
• Автор и пользователь
Конечно, основной категорией в области авторских прав является сам автор. Он демиург и изначальный правообладатель. Когда его литературное произведение приобретает объективные формы статьи, книги, диссертации, тогда возникает императивный запрет на его использование. Исключение составляет автореферат диссертации, использовать который способом доведения до всеобщего сведения, в частности в сети "Интернет", можно свободно, — то есть без заключения письменного договора с автором и выплатой ему вознаграждения (п. 1 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ). Конечно, использовать автореферат иным способом (например, продавать его) без документально выраженного согласия автора законно не получится.
Все остальные использования научно-литературных произведений и их частей (например, абзацев) не являются свободными, если только не представляют собой цитирование (оформленное шрифтом или кавычками, с отсылкой к автору и источнику заимствования). Для научного мира такой способ использования произведения, как цитирование, является проявлением пользователя, если так можно сказать, первого уровня. Именно другой автор становится пользователем объекта авторского права.
Если цитирование оформлено только к одному фрагменту, но не оформлено по отношению к другому (то есть отсутствует), то недобросовестный автор-"заимствователь" несёт ответственность за нарушение личных неимущественных прав автора оригинального произведения. К примеру, здесь можно назвать решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16.02.2022 по делу № 2-268/2022. Кстати, впоследствии приказом Минобрнауки России от 11.08.2022 № 1003/нк плагиатчица Чаткина М. Г. была лишена учёной степени кандидата филологии.
При этом "пользователь второго уровня" — издатель книги или учредитель СМИ — также несёт материальную ответственность за нарушение уже не только личных неимущественных, а имущественных исключительных авторских прав (статья 1270 ГК РФ), поскольку при отсутствии обстоятельств использования фрагментов произведения, данные фрагменты используются иными способами — воспроизведения, распространения и/или доведения до всеобщего сведения. Не удивительно, что издатель Казанский федеральный университет был два раза привлечён к гражданско-правовой ответственности за отказ прекращать распространение печатного сборника и ретрагировать вышеуказанный плагиат с сайтов (апелляционные определения Верховного Суда Республики Татарстан по делам № 33-156/2021 и № 33-15588/2021).
При подобных условиях к ответственности может быть привлечён и пользователь "третьего уровня", а именно лицо, которому права пользования должны были перейти по второму кругу — от издателя-лицензиата. Но прежде нужно помнить, что права на научно-литературное произведение могут попасть издателю только на основании договора, заключённого с автором в письменной форме. Напомним, что исключение составляет лишь использование произведения в печатном СМИ, в котором публикация возможна на основании устного договора (часть 2 ст. 1286 ГК РФ). При этом само обстоятельство публикации в печатном СМИ не означает, что издатель имеет право использовать научно-литературное произведение иным способом. Здесь хочется процитировать Суд по интеллектуальным правам: Лицензионный договор заключается в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечёт недействительность лицензионного договора. Учитывая, что законом прямо предусмотрена недействительность лицензионного договора, не заключённого в письменной форме, отсутствие в материалах дела доказательств наличия надлежащим образом заключённого лицензионного договора лишает ответчика права ссылаться в подтверждение совершения соответствующей сделки и её условий на иные доказательства (в том числе, на платёжные поручения), поскольку это не преодолевает императивное указание на недействительность лицензионного договора с пороком его письменной формы (решение от 21.12.2018 по делу № СИП-334/2018).
Итак, на основании письменного договора пользователем научно-литературного произведения может стать издатель сборника трудов, редакция СМИ или его учредитель (если редакция не зарегистрирована как хозяйствующий субъект). Далее, если автор согласился письменно, что издатель вправе передать полученные им права иным лицам (права должны быть чётко поименованы, территория обозначена, срок установлен), — то могут возникнуть пользователи "третьего уровня". Наверное, не секрет, что существуют сайты-накопители типа "КиберЛенинки", владельцем которого является ООО "Итеос", которые нередко используют чужую интеллектуальную собственность незаконно, так как заключают договоры с лицами, не являющимися правообладателями, а сами научные труды таким владельцам сайтов нужны из коммерческих соображений.
Попытки ООО "Итеос" позиционировать себя информационным посредником (статья 1253.1 ГК РФ) не увенчались успехом, поскольку судами неоднократно устанавливалось, что именно владелец сайта является сублицензиатом, инициатором передачи материала в сети. Кроме того, ООО "Итеос" является лицом, изменившим используемые произведения и получающим коммерческий доход от размещённой в контексте произведений рекламы (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2022 по делу № А40-21735/2022). Кстати, редакции ЭНЖ "Медиамузыка" известно, что в настоящее время Прокуратурой г. Москвы рассматривается вопрос об обращении в суд с иском о ликвидации ООО "Итеос" в связи с неоднократным нарушением имущественных исключительных прав (статья 1253 ГК РФ). Думается, будет небезынтересно посмотреть на результаты этого потенциального судебного дела, инициированного прокурором.
Конечно, результаты судебных тяжб бывают и откровенно несправедливыми, особенно если одна из сторон связана с государственной структурой. Так, например, ответчик "Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования" как администратор доменного имени edu.ru и информационный посредник был освобождён судами всех инстанций от законного требования ООО "Медиамузыка" пресечь нарушение на сайте — в прямое нарушение статей 1250, 1252, 1253.1 ГК РФ, пункта 2.13 Правил регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ (дело № 3-1057/2021 Московского городского суда). Помните, как у Дж. Оруэлла в романе "Скотный двор" (1945): "Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие":
Фрагмент м/ф "Animal Farm" (1954)
Режиссёры Джон Хэлас и Джой Бэтчлор, композитор Матьяш Шейбер
• Учредитель и редакция СМИ
Казалось бы, ну а этим-то что и как делить. Ответ один — авторские права на составные произведения, газету или журнал. Довольно громким явился спор за научный журнал "Проблемы музыкальной науки" между одним из его учредителей (Уфимский государственный институт музыки им З. Исмагилова) и редакцией СМИ в лице главного реактора Шаймухаметовой Л. Н. (дело № А07-13225/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан). В результате судебных перипетий теперь существует два практически идентичных по оформлению журнала с одинаковым названием, один остался и перерегистрирован уфимском вузом (ПИ № ФС 77-81373 от 07.07.2021), другой зарегистрирован в РАМ им. Гнесиных в Москве (Эл № ФС 77-78770 от 30.07.2020). При этом спор относительно торговой марки "Проблема музыкальной науки" продолжается (дело № А07-2067/2022).
Однако чаще учредитель и редакция не спорят друг с другом, а первый "отдувается" за второго. И этому есть нормативное объяснение. Согласно статье 42 Закона "О СМИ", редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Однако в случае, когда редакция средства массовой информации не является ни физическим, ни юридическим лицом, ответственным за нарушение прав третьих лиц является учредитель средства массовой информации (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"").
Например, за незаконную деятельность редакции сайта факультета журналистики МГУ (journ.msu.ru), который был зарегистрирован как электронное периодическое издание "Факультет журналистики МГУ" (Эл № 77-6554 от 21.01.2003), ответственность несколько раз понёс его учредитель — РОО "Общество выпускников факультета журналистики М.Г.У." (дела №№ A40-60871/2020, A40-249894/2020, A40-86907/2021 Арбитражного суда г. Москвы). В честь данных инцидентов редакция ЭНЖ "Медиамузыка" даже повесть-былину публиковала в 2021 году, а СМИ-нарушитель — было упразднено.
• Вместо заключения
Нет, пока речь не идёт о тюремном заключении, хотя такое и не исключено по основаниям статьи 146 Уголовного кодекса Российской Федерации — в случаях крупного ущерба или крупного нарушения. Здесь примечательным может являться открытое журналистское расследование телеканала RTL News (https://sijmen.ruwhof.net/weblog/1623-one-of-the-worlds-most-visited-websites-that-nobody-is-aware-of), которым установлено, что проживающий в Москве Нестеренко Владимир Стефанович построил целую империю заработка на использовании чужой интеллектуальной собственности, прежде всего научно-литературной, — по всему миру. С помощью программ-ботов он успешно имитирует размещение произведений литературы на своих сайтах сторонними лицами, от незаконного использования чужих произведений получает значительный незаконный доход через размещение коммерческой рекламы вокруг и внутри произведений (миллионы долларов).
Согласно нормам статей 47, 59, 62 Закона "О СМИ", журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации, а также получать доступ к документам и материалам, за исключением тех, которые составляют охраняемую законом тайну. Журналист проверяет достоверность сообщаемой ему информации и несёт ответственность за публикуемые материалы в случае их несоответствия действительности. В силу статьи 54 указанного закона это же касается распространения зарубежной информации. Соответственно, правоохранительным органам есть чем заняться, тем более что и нарушитель идентифицирован, и адрес нарушителя установлен.
Конечно, это далеко не все судебные проблемы музыкальной науки, это лишь небольшие обзорные ракурсы в теорию и практику интеллектуальных прав, защита которых в России продолжается, — несмотря на то, что защищать сегодня приходится сами жизни. При этом в данном обзоре мы практически не затронули проблемы смежных прав, товарных знаков, патентов, коммерческих обозначений и полезных моделей, которые также возникают в сфере музыкальной науки. Поэтому продолжение следует…
Редакция ЭНЖ "Медиамузыка"
24.09.2022
Библиографическая ссылка: