В третий раз прошёл Финал Международного фестиваля-конкурса "Музыкальная Электроника и МультиМедиа" (МЭММ-2015). Он представлял собой многочасовой Педагогический семинар-практикум, в контексте которого были и демонстрации студийных и учебных мультимедиа-проектов, и мастер-концерт музыкально-мультимедийных работ, и специализированные лекции, и творческие дискуссии, и гала-концерт, на котором вручили дипломы лауреатам и дипломантам конкурса.
Долгожданное осеннее событие длилось практически целый день. С девяти утра двери московской детской музыкальной школы им. В. С. Калинникова были открыты для участников, членов жюри и гостей фестиваля-конкурса из разных городов России: Москва и Московская область, Екатеринбург, Уфа, Иваново, Самара, Костромская область и много других уголков российских просторов соединились в одной культурной точке на целых 12 часов!
Но время пролетело незаметно, так как было много интересного и позитивного. Во-первых, позитивным было жюри, которое с большой аккуратностью подошло к рассмотрению конкурсных заявок. Оттого было немало доброжелательных советов для лауреатов, дипломантов и участников. Во-вторых, позитивной была публика, которая живо реагировала на всё то, что предлагало жюри. Диалог между жюри и публикой особенно был очевиден при демонстрации учебных проектов.
Надо отметить, что в этот раз отдельную нишу фестиваля-конкурса заняли учебно-методические мультимедиа-проекты. Член жюри, известный музыкальный методист Татьяна Боровик (Екатеринбург) содействовала участию целого ряда педагогических работ из России и Украины, которые предназначены для ведения уроков сольфеджио, музыкальной литературы и МХК. Зал с удовольствием пел интонационные упражнения по аудиовизуальным роликам, сделанным на основе сольфеджийных сборников Н. М. Ладухина. Теперь это не просто нотные примеры, а творческие мультимедийные номера, имеющие формы пьес (со вступлением, отыгрышами, кодой), варианты аранжировок и тембровую драматургию (см. образец Надежды Тимофеевой из Солнечногорска >>>).
Также на отрывках из интродукции к опере "Жизнь за царя" всех зрителей вкратце познакомили с новым жанром для слушания музыки — "видеоклавиром", когда на фоне видеозаписи музыкально-сценического исполнения можно одновременно видеть хоровые нотные партии (автор Ирина Ерманова, Иркутск).
В кулуарах среди членов жюри даже разгорелась дискуссия по данному поводу: как гармоничнее сочетать изображения нот, двигающиеся картинки и звучание. Не будет ли, например, визуальной "перегрузкой" соединять в видеоряде летающих бабочек и изображение клавира, не отвлекут ли они внимание учеников от чтения нот с листа? — Однако судить такие мультимедийные проекты строго нельзя, ведь они предназначены лишь для дополнения теоретического урока, который они, несомненно, сделают более наглядным и по-игровому азартным. Это красочное наполнение "скучных" музыкальных предметов сегодня просто необходимо учащимся, ведь они не мыслят себя без мультимедийных устройств. Новые формы крайне востребованы временем! Думается, что эксперименты в данной области перспективны и многообещающи.
Эксперименты были представлены и электронной школой под руководством Татьяны Комаровой (к которой относится и участница из Китая Yang Xiting с отмеченным жюри видеороликом I’m Xiting) при Уральской государственной консерватории. В работах упор был сделан не на художественную или учебную сторону, а на техническую обработку звука и изображения. В отличие от упомянутых мультимедийных учебно-методических пособий, это эксперименты совершенно иного характера. Почётный председатель жюри и почётный гость фестиваля, композитор Эдуард Артемьев по этому поводу сказал, что электронная музыка открыла художнику все возможности. Можно работать со спектром звука и синусоидами на многих уровнях. Однако в "сухих" синтезированных волнах нет чувственности. Поэтому он (один из основоположников электронной музыки в СССР!) относится к чисто техническим экспериментам и приёмам в области электронной музыки с большой осторожностью. Аналогичный скепсис высказали практически все члены жюри конкурса МЭММ.
А вот исследования научно-художественного характера в творчестве, наоборот, было подхвачено жюри и публикой с энтузиазмом. Например, здесь были отмечены мультимедийные исследовательские работы Инны Клиентовой (г. Кострома) и Александра Беспалова (г. Реутов). В первой ("Забытая мелодия") рассказывается об истории "танго смерти" и ужасах фашизма, во второй — представлен взгляд на фольклорные истоки знаменитой песни "В лесу родилась ёлочка" ("Тюрингский мотив").
Я с большим удовольствием послушала и просмотрела клип. Это — очень хорошая работа. Относительно мелодии песни Л. К. Бекмана "В лесу родилась ёлочка": семья моего деда — выходцы из Германии, поэтому, вполне возможно, Леонид Карлович мог слышать в детстве тюрингский вариант мелодии. Однако совпадают только первые мотивы этих двух песенок. Развитие же в "Ёлочке" Бекмана идёт далее иным путём: в мелодии возникает скачок по нисходящей септиме, что отсутствует в Тюрингской песне. Кроме того, последний куплет песни Бекмана отличается от предыдущих, что почти никогда не учитывается исполнителями. Считаю необходимым напомнить о том, что текст этой песенки был записан в нотах супругой автора, выдающейся пианисткой, профессором Московской консерватории Еленой Александровной Бекман-Щербиной, поскольку автор самостоятельно зафиксировать текст не сумел бы. Хочу также сказать о том, что супруги Бекман сочинили множество детских песенок для своих дочерей Верочки и Олечки (моей матери), и эти сборники (с замечательными иллюстрациями художника Богдановича) несколько раз переиздавались. С этими песенками был знаком близкий друг Е. А. Бекман-Щербины — С. В. Рахманинов, считавший их оригинальными и мелодичными.
Марина Сергеевна Скребкова-Филатова, доктор искусствоведения, внучка Л. К. Бекмана. Специально для ЭНЖ "Медиамузыка"
Для финала мероприятия один из спонсоров (НДМ "Младовест") изготовил сувенирные символы в виде ароматных бомбочек для ванн. В фойе можно было приобрести шарики "мэммки", которые повторяли эмблему конкурса МЭММ. Лектор Максим Бысько, заместитель главного редактора электронного научного журнала "Медиамузыка", в своём выступлении отметил, что мультимедиа в данном случае добрались уже до обоняния, осталось "захватить" только осязание и вкус (не только художественный).
В своём докладе "Музыка и мультимедиа: мероприятия в России" он выделил три основных направления внедрения мультимедиа в музыкальную культуру. Во-первых, это разнообразные концертные выступления (в закрытых залах, на открытом воздухе, в масс-медиа). Во-вторых, это научно-практические и учебно-методические мероприятия — Общероссийская Ассамблея с международным участием "Современность и творчество в методике и практике преподавания теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ" и Международная научно-практическая конференция "Современное музыкальное образование", которая проходит в РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), а также специализированные СМИ — журналы "Музыка и Электроника" и "Медиамузыка" ("Медиамузыка" является первым в России и Европе мультимедийным научным журналом — в каждой статье широко используются аудио- и видеопримеры, инфографика, слайды и т. п.). В-третьих, это конкурсные мероприятия, одним их которых и является нынешний МЭММ, на котором преимущественно представлены студийные и концертно-студийные работы.
Студийных (полностью зафиксированных на цифровом носителе) конкурсных работ в 2015 году было немало. Были и сложно-монтажные с многоярусной аранжировкой, были и очень простые, но сделанные со вкусом. Например, Фёдор Дубяга из Большевязёмской ДШИ (Московская область) представил на суд зрителей и жюри авторский видеоролик-сказку "Цыплёнок", написанный по принципу прокофьевского "Пети и волка". Музыка и закадровый голос автора так образно "рисовали" картинки, что собственно картинки на экране были лишь необязательным сопровождением музыкальной истории о похождениях птенца.
В концертно-студийных работах, в которых видеоряд был заранее записанным, а исполнение на инструменте/инструментах было "живым", некоторые исполнители на электронике прекрасно синхронизировались с изображениями на экране (взять, к примеру, Екатерину Мелихову, исполнявшую соло на синтезаторе при показе "Тюрингского мотива"). Очевидно, что за таким исполнением стоит большая репетиционная подготовка.
Среди концертных номеров одним из фаворитом стала школьница Шерефе Бакиева (ДМШ № 6 Новосибирска, преподаватель М. Н. Бакуменко), которая на гала-концерте под собственный монтажный видеоряд о гибели американского космического челнока "Челленджер" исполнила известную пьесу Ж.-М. Жарра Rendez-Vous II на двух синтезаторах и ножной педальной клавиатуре (самодельная конструкция типа электона). Активно расширяется не только художественное поле фестиваля-конкурса (чему подтверждение автономный блок учебно-методических мультимедиа), но и музыкально-электронный инструментарий конкурса!
Важно, что на фестивале-конкурсе МЭММ, хоть он уже и третий по счёту, не было "продвижения" и "кумовства". Несмотря на то, что с папой вышеупомянутой конкурсантки Рашидом Бакиевым мы заочно познакомились в Фейсбуке задолго до финала (я его перенаправил в оргкомитет конкурса), и, не взирая на завистливый шёпот злопыхателей в зале, победа Шерефе стала заслуженной (гран-при). Именно с её награждения и началась церемониальная часть мероприятия. В финальном многосоставном аккорде на сцене собрались жюри и все участники. И, как всегда бывает в подобных случаях, стало торжественно радостно и… одновременно грустно. Грустно оттого, что всё закончилось, и мультимедийный бум вот-вот сменится обыденным течением времени... Но где-то глубоко в душе осталось приятное чувство, что радости, несомненно, больше. И, главное, что её хватило всем: и победителям конкурса, и просто участникам фестиваля, и жюри, и зрителям.
Александр Чернышов, председатель жюри,
07.11.2015
Библиографическая ссылка: