Get Adobe Flash player

• Введение

Академические традиции воспитания профессионального музыканта в российском образовании сложились в контексте научной концепции выразительных средств музыки. Эта концепция многие десятилетия позиционировалась в различных звеньях образовательного процесса через традиционные учебные дисциплины теоретического цикла, известные под названием "Гармония", "Полифония", "Анализ форм", "Сольфеджио", и обучение приобрело узкограмматическую направленность, о чём неоднократно упоминалось в статьях и исследованиях. Музыкальный текст изучался на академической платформе теории формообразования, и лучшая в мире теория, служащая государственной образовательной системе, была закреплена и утверждена учебными планами и основными образовательными программами. Достижения, с этим связанные, неоспоримы и очевидны. Однако наука меняет парадигмы, и тенденции её развития отражают необходимость создания новых концепций во взглядах на музыку как вид искусства и комплексного решения практических исполнительских и педагогических проблем [4; 7; 9].

Ключевым моментом в формировании профессиональных навыков является творческая работа с музыкальным текстом с позиций понимания закономерностей его смысловой организации, расширяющая горизонты применения многих современных технологий и арсенала медиасредств. Внедрение инноваций не предполагает разрушения накопленного опыта и базовых знаний. Оно возможно путём внедрения в образовательные стандарты и систему повышения квалификации дополнительных образовательных программ, в том числе в форме дистанционного обучения.

• О содержании дистанционного обучения и внедрении инновационных программ

Дистанционное обучение при многих известных его достоинствах с трудом пробивает себе дорогу в музыкальной педагогике, на что есть множество причин. Одна из них — сложности формализации творческого процесса работы над музыкальным репертуаром. Тем не менее, есть блок информационно насыщенных программ, в частности в интересующей нас области изучения технологий творческой работы с музыкальным текстом, где дистанционное обучение не является проблемой. Передача информации и обратная связь могут вестись любым электронным способом при условии интересного построения самой образовательной программы и обеспечения её учебно-методическим материалом.

В 2018 году учреждён Научно-методический центр "Инновационное искусствознание" с целью распространения (в том числе при помощи дистанционного обучения) и дальнейшего развития накопленных на базе научной школы академика РАЕ, доктора искусствоведения, профессора Л. Н. Шаймухаметовой прикладных исследований, в том числе концепции креативного обучения и педагогики искусства. Центральная проблема музыкального образования — "Музыкальный текст и исполнитель" решается новым предприятием на основе авторской теории смысловой организации музыкального текста и авторской же прикладной концепции креативной работы с музыкальным текстом. Центр работает с привлечением теоретических и прикладных исследований Лаборатории музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств, где под руководством автора статьи с 2001 года по 2015 год писались докторские и кандидатские диссертации, выпускались монографии, учебные пособия, методические разработки (см. сайт Лаборатории).

Научно-методический центр Инновационное искусствознание

Суть содержания дистанционного обучения и разработки программ дополнительного профессионального образования составляет теория и практика творческого взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом. В число приобретаемых слушателями курсов компетенций относятся:

  1. Освоение техники структурно-смыслового анализа первичного (авторского текста) с использованием современных знаний в области семантики, поэтики и риторики.
  2. Навык создания вторичного текста (исполнительского сценария) через анализ смысловых структур первоисточника с возможными вариантами интерпретации.
  3. Навык ансамблевого музицирования на основе изучения специальной технологии преобразования первичного авторского текста (аранжировки, переложения, транскрипции).

На базе двух названных выше учреждений в практике очной и дистанционной работы в контексте концепции креативного обучения в ДМШ получили распространение программы по учебным предметам специальностей "Фортепиано" и "Музыковедение" (от 18 до 72 часов). Но концепция легко транслируется в различные учебные предметы и другие музыкальные специальности путём адаптации их в соответствующий материал. Успешный опыт подобного рода зафиксирован в работе педагогов-скрипачей и исследователей [5; 6].

В дистанционном обучении информационно-установочный материал в программах адаптирован к его восприятию аудиторией, преподавателями музыкальных школ и школ искусств, и направлен к использованию в практической работе. Аналитические образцы и практические задания даются на примерах школьного педагогического репертуара. Материал каждого занятия пакуется отдельно с обозначением темы и содержит минимум два учебных файла: установочная информация (введение в тему, методические комментарии) и практические задания. Некоторые темы, нуждающиеся в сопровождении иллюстративным материалом, имеют Приложения в виде презентаций, видеофильмов, слайдов, фотоальбомов, создаваемых сотрудниками Лаборатории и Центра.

За два десятка лет существования Лаборатория музыкальной семантики сформировала множество проектов, репрезентирующих концепцию креативного обучения в ДМШ (см. здесь). Научным руководителем лаборатории, учениками и сотрудниками было реализовано в очной и дистанционной форме множество программ авторских курсов:

  • "Школа практической семантики" на основе педагогического репертуара ДМШ (72 часа) для преподавателей сольфеджио и фортепиано;
  • "Бах и Ньютон: художественные параллели" — освоение технологии развёртывания клавирного уртекста в ансамблевую партитуру (72 часа);
  • "Школа музицирования И. С. Баха" — изучение техники прелюдирования и использования органных и оркестровых тембров в исполнении на клавишном синтезаторе (36 часов);
  • "Фортепиано на уроках сольфеджио": межпредметные связи (36 часов);
  • "Семантика и риторика на уроках сольфеджио" (36 часов).

В настоящее время в условиях краткосрочного интенсивного обучения пользуются спросом дистанционные творческие семинары "Методические субботники" (24 часа). Преподаватели выбирают из предложенного списка и делают заявку на одну из предлагаемых образовательных программ:

Фортепиано

  1. Нескучные этюды. Чтение с листа в ансамблевой форме.
  2. Старинные танцы на уроках фортепианного ансамбля.
  3. Ролевые игры в классе фортепиано.
  4. Тайны и парадоксы музыкального текста. Секреты грамотной артикуляции.

Музыковедение

  1. Внемузыкальные компоненты на уроках сольфеджио (cлово, стихи, пластика, мультфильмы).
  2. Музыкальные диалоги и интонационные этюды на уроках сольфеджио.
  3. Нотное письмо и аранжировка текста. Методические разработки для обучения начинающих.
  4. "Хочу стать композитором". Методика творческой работы c начинающими музыкантами.

Обучение по фортепианным программам ориентировано на репертуарные требования к ученикам (этюд, полифония, сонатная форма, пьеса), но содержит принципиально новую обзорную информацию о правилах чтения музыкального текста, его интерпретации и преобразования. В каждой из программ отражена теория смысловой организации текста и концепция креативной работы: содержательно-смысловой анализ, методика создания вторичного текста (исполнительского сценария), технология преобразования первоисточника (переложения, аранжировки, транскрипции). А музыковеды изучают смысловую организацию текста через музыкальную семантику, риторику и поэтику [8; 10; 12; 13].

• Особенности дистанционной трансляции образовательных программ

Заранее подготовленные материалы пересылаются слушателям один раз в неделю, а занятия проводятся по субботам в режиме онлайн. Выполненные участниками семинара практические задания рецензируются и исправляются консультантом. Длительность занятия составляет шесть часов.

Установочный материал транслируется в традиционной форме словесного изложения (лекционно-практической, с пояснениями нотных примеров). В этом случае он записывается в форматах Word или .pdf. Материал также может быть частично продублирован в форме презентации слайдов, которые учитель успешно использует в дальнейшем на уроках или при проведении методических семинаров. Можно ознакомиться с примером оформления таких слайдов при изучении, к примеру, темы "Нотное письмо" (запись мелодии со словами и без слов, запись музыкального текста для голоса и инструмента). Изучение этой темы сознательно переводится преподавателями из сферы информации в ситуацию деятельности по решению художественных задач в рабочих тетрадях. Слайды в презентации "Учимся аранжировке" наглядно демонстрируют в свёрнутом виде типологию и образцы выполнения заданий. В учебный комплект при знакомстве с этой темой включаются также одноимённые рабочие тетради для учеников ДМШ (в 4-х выпусках) с типовыми заданиями по преобразованию пьесы в мелодию и песню, и обратным действием — по преобразованию песни в мелодию и инструментальную пьесу.

Инновационные образовательные программы объёмом 72 часа в обязательном порядке сопровождаются учебно-методическим комплектом (УМК) изданных материалов. В него, как правило, включены учебники (или учебные пособия); методические рекомендации; рабочие тетради для учеников; словари и памятки учителю с пояснением новых терминов; сборники статей к изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы. Все образовательные программы содержат альтернативные решения методических проблем и обладают новизной информации. Например, концепция практической семантики в программе "Учимся по "Букварю" реализуется через УМК:

  1. Программа предмета "Сольфеджио" для 1-го класса ДМШ;
  2. "Музыкальный букварь в играх, картинках, загадках" — учебник с грифом Министерства культуры РФ. Уфа, 2000 г.;
  3. Методические рекомендации для учителя "Учимся по "Букварю".

Отличительной особенностью программы "Учимся по "Букварю" является то, что в ней широко представлен донотный этап изучения музыкального языка. "От устной речи — к письменной", "от ансамблевого музицирования — к сольному": таковы принципы обучения в концепции практической семантики на пути развития творческого мышления. Они относятся к разряду интенсивных методов обучения, поскольку органично и в кратчайшие сроки развивают навыки креативного взаимодействия с музыкальным текстом. В изданиях комплекта представлены разработки интонационных этюдов, основанных на ролевых играх, в которых на уроках сольфеджио совмещаются сольное, ансамблевое (вокальное и инструментальное) исполнительство, а также присутствуют межпредметные связи [11].

В инновационных программах дополнительного профессионального образования учителю даётся возможность, прежде всего, самому освоить способы и приёмы креативной работы с текстом, чтобы донести новые знания ученикам. Здесь необходимо учесть, что обучение технологиям противоречит пониманию творчества как стихийного процесса, и в каком-то смысле дистанционная работа дисциплинирует, способствует концентрации свёрнутого изложения и чёткой регламентации действий.

• Об изучении технологий креативной работы с музыкальным текстом

Выстраивая алгоритм методических действий внутри обучения технологиям работы исполнителя с музыкальным текстом, идёт опора на две известные исторические модели: классико-романтическую (сольный тип высказывания), требующую навыка интерпретации, и барочную (ансамблевое музицирование), формирующую навыки преобразования — создания импровизаций, переложений, аранжировок и транскрипций. За каждым из двух типов закреплён "стереотип чтения", расшифровки тайн и парадоксов музыкального содержания и особый "регламент и кодекс творчества", требующий формирования специфических навыков. Например, для яркого исполнения клавирных произведений барокко средствами современного фортепиано или клавишного синтезатора требуется:

  • быть теоретически и практически знакомым со "словарём эпохи": запасом интонационной лексики и семантических фигур;
  • уметь распознавать в первичном уртексте акустические образы музыкальных инструментов и сюжетно-ситуативные знаки ансамблевого музицирования — получить так называемые "ключи" к развёртыванию клавирного двухстрочника в партитуру;
  • овладеть на практике 16 основными приёмами преобразования уртекста.

К примеру, для правильного исполнения "Инвенций" Баха требуется уметь видеть текст в трёхмерном формате, а не только в плоском двухмерном графическом изображении (с разделением на строчки между левой и правой руками); владеть техникой развёртывания клавира в ансамблевую (на синтезаторе) или quasi-ансамблевую (на двух фортепиано) партитуру.

Для исполнения классических и романтических произведений и их интерпретации актуальны ситуации "Пианист-режиссёр" и "Ролевые игры", в которых преподаватели учатся выстраивать исполнительский сценарий с привлечением к этому процессу начинающих музыкантов. С первых шагов это можно делать при помощи смысловой детализации текста и разделения его на событийный ряд меняющихся эпизодов. В связи с этим в организации обучения программам дополнительного профессионального образования была поставлена задача разработки двух крупных методических блоков: 1) "Школа исполнительской интерпретации и артикуляции" и 2) "Школа фортепианной транскрипции" для начинающих. Будучи построенными на авторских разработках, они реализуются руководителем и его учениками-стажёрами в проекте "Творческая педагогическая мастерская Л. Н. Шаймухаметовой".

✓ "Школа исполнительской интерпретации и артикуляции"

Первому блоку соответствуют образовательные программы:

  • "Ролевые игры и интонационные этюды в классе фортепиано";
  • "Пианист-режиссёр";
  • "Если бы редактором был я...".

В программе "Ролевые игры..." при изучении темы "Тайны и парадоксы музыкального текста" во многих произведениях детского репертуара учащимся открывается "невероятное в очевидном". Так, произведение под названием "Менуэт" после анализа семантических фигур неожиданно может оказаться трагической сарабандой, полонез оборачивается другой стороной заявленного содержания: "танец, который никто не танцует", и главными героями его могут оказаться играющие в ансамбле музыканты. В "Волынке" Баха при внимательном чтении музыкального текста обнаруживается, насколько сложно она устроена. Популярный "кочующий" во многих произведениях сюжет "Волынка и свирель" (обе присутствуют в тексте) в сочинении Баха воплощается совсем не так прямолинейно, как принято считать: "волынку" на самом деле изображает герой-музыкант, играющий на виолончели, "свирель" имитируется барочной флейтой, quasi-оркестровое tutti озвучивается ансамблем придворных музыкантов. В итоге вместо грубой деревенской картинки c имитацией волынки, которую любят рисовать учителя, в сочинении обнаруживается тонкая гравюра с участием придворных музыкантов, изображающих изысканную сельскую пастораль в барочном ансамбле на виолончелях и флейтах.

Многие сочинения детского фортепианного репертуара внешне кажутся доступными для расшифровки содержания. Но каждое сочинение по-своему "интригует" с исполнителем и представляет собой "ребус-загадку-кроссворд". Многое здесь зависит от расшифровки явных и скрытых смысловых структур и ключевых интонаций. Например, популярная в педагогическом репертуаре пьеса А. Руббаха "Воробей" при соответствующей режиссуре текста способна предоставить исполнителю возможность маркировать в тексте множество птиц, спрятавшихся в графике нотной записи. Благодаря динамическому и артикуляционному плану становится очевидным и скрытый в нотном тексте "конфликт со злодеем", увиденным и услышанным учеником в результате многомерного просмотра теста. В известной пьесе Д. Кабалевского "Клоуны" при правильной маркировке деталей текста героев оказывается не два, как принято считать (весёлый и грустный колуны), а 4, 6, 8 и более. Для воспитания навыка смысловой артикуляции полезно составить сценарий, в котором герои выполняют разные действия (к примеру, "Синий Клоун жонглирует", "Красный Клоун ходит на ходулях", "Рыжий Клоун выскакивает из-за кулис" и т. д.). Но для этого будет необходимо расширить художественное пространство исполнения: потребуются два рояля с участием четырёх партнёров (игра в ансамбле по двухстрочному оригиналу) [11, c. 8-10].

Универсальность технологии смысловой детализации текста в ситуации ролевых игр позволяет применять её в работе с репертуаром любого масштаба и с исполнителями разного уровня подготовки. В поле зрения ситуации "Пианист-режиссёр" в соответствующей программе находятся очень разные произведения классического репертуара. Так, в процессе обучения предлагалось освоение технологии интерпретации на примере III части 11-й фортепианной сонаты Моцарта ("Турецкое рондо") на тему исполнительского сценария "Маскарад и карнавал". В итоге работа с финалом сонаты получила статус концертного исполнения с участием двух роялей в восемь рук (без записи партий на основе уртекста сонаты в её оригинальном двухручном изложении). Таким образом, музыканты, пользуясь изученной технологией развёртывания клавира в партитуру, могут исполнять любую фортепианную пьесу вариантно на основе двухручного текста без записи отдельных партий по составленному заранее исполнительскому сценарию.

В образовательной программе "Если бы редактором был я..." учитель получает пакет материалов и учебных пособий, помогающих в освоении методики обучения интерпретации авторского текста, его исполнительской режиссуры с помощью анализа смысловых структур.

✓ "Школа фортепианной транскрипции"

Второй блок в "Творческой педагогической мастерской" составляют программы, обучающие исполнению барочных произведений, которые требуют формирования некоторых дополнительных навыков — способов активного преобразования уртекстов, создания переложений, аранжировок, транскрипций. В своё время знакомство с подлинными рукописями инструктивных сочинений для клавира ("Нотных тетрадей Анны Магдалены Бах и Вильгельма Фридемана, "Инвенций") в Институте Баха в Гёттингене привело к мысли о неправильном их использовании в современном педагогическом процессе как готовых к исполнению репертуарных пьес. Сравнительный анализ уртекстов инвенций помог в разгадке секретов работы с барочными клавирными текстами через "систему ключей" — сюжетно-ситуативных знаков развёртывания клавира в ансамблевую партитуру с последующими её вариантными преобразованиями. Эта технология реализуется сейчас автором и коллегами-учениками в инновационных образовательных программах (от 16 до 72 часов):

  • "Полифонические произведения в форме старинных танцев" (на репертуаре ДМШ и ДШИ);
  • "Техника прелюдирования в барочной традиции" (креативный курс для работы с учащимися средних и старших классов ДМШ и ДШИ);
  • "Музыкальный текст в формате 3D: на примере "Инвенций" И. С. Баха (с участием синтезатора);
  • "Мои первые транскрипции" (методический курс для практической работы с начинающими пианистами) с привлечением клавишного синтезатора;
  • Чтение музыкального текста в форме ансамблевого музицирования;
  • "Школа семейного музицирования Леопольда Моцарта" (ансамблевое музицирование, аранжировка, транскрипции в фортепианном классе).

Пример органичной межпредметной связи в общекультурном контексте, необходимом для работы с произведениями разных эпох, демонстрирует программа "Занимательная инструментовка". Сюда относятся клавирные произведения многих стилей, которые содержат признаки различных видов музицирования и являются в этом смысле своего рода "документом" эпохи. В произведениях композиторов XVII-XVIII веков, написанных для клавира, постоянно встречаются акустические образы органа, лютни, солирующей флейты [3], а также целые "куски" оркестровых конструкций типа

Типы оркестровых конструкций

Такие "кочующие" quasi-оркестровые сюжеты и образы музыкантов-солистов имеют большое значение для понимания содержания исполняемой пьесы, правильной расстановки цезур, грамотной артикуляции и имитации оркестровых тембров на рояле. Они же служат "ключом" для расшифровки смысловой партитуры текста для сольного или ансамблевого исполнения.

Диапазон изучения программы "Занимательная инструментовка" широк и вариативен: от обзорных тем и выбора произведений конкретных композиторов (Гайдн, Моцарт, Бетховен, барочная музыка) до углублённого прохождения самой технологии работы с текстом и активным включением синтезатора (от 72 до 250 часов).*

* Прошедшим индивидуальную стажировку или углубленный курс 250 часов при условии выполнения квалификационной работы (методической разработки, учебного пособия) выдаётся сертификат с присвоением статуса "Методист инновационных программ" и правом внедрения полученных материалов и знаний в учебно-методическую среду.

Тематика, связанная с оркестровыми тембрами и их отражением в клавирном тексте, не может изучаться теоретически. Обязательным условием создания учебно-методического обеспечения такого рода программ является формирование пакетов, включающих набор оркестровых звучаний, а также специально созданных для каждой темы презентаций. Приведём пример УМК к теме "Гайдн. Чудо-симфонии" из образовательной программы "Занимательная инструментовка". Комплект состоит из Методической разработки, содержащей анализ ключевых интонаций и смысловых структур двух фрагментов из произведений Гайдна: Менуэта из "Лондонской" симфонии № 5 и финала симфонии № 96 "Миракль". Интрига обучения состоит в том, что вначале разделы этих симфоний представлены ученикам как фортепианные пьесы для двухручного исполнения. Методическая разработка (рабочая тетрадь) состоит из двух разделов. Первый предназначен для исполнения фрагментов произведений Гайдна в игровой форме с разработкой ролевых игр (Менуэт). Второй раздел знакомит с процессом развёртывания клавира финала симфонии "Миракль" в quasi-оркестровую партитуру (игра в 4, 6, 8 рук). Эта форма работы может применяться на уроках фортепиано и ансамбля (чтение с листа) и на уроках музыкальной литературы. В комплект входят пазлы фортепианного текста и видеозапись финала Симфонии № 96 "Миракль" ("Чудо") в исполнении Австро-Венгерского филармонического Гайдн-оркестра. Музыкальный текст преобразуется в процессе ансамблевой игры.

Пример работы с Менуэтом Гайдна (в 4 руки)

Менуэт из Симфонии № 5 "Лондонской" (№ 93) представлен в комплекте в виде авторского слайд-шоу с видеосюжетом карнавала. Интерпретация фрагментов симфоний, как и других произведений, происходит обоснованно: оно мотивируется и регламентируется анализом смысловых структур и ключевых интонаций произведений. Карнавальный сюжет Менуэта логически привёл к включению в репетиционный процесс ролевых игр. Финал симфонии "Миракль" — к применению технологии развёртывания клавира в quasi-партитуру с имитацией на фортепиано акустических образов оркестровых звучаний. Последняя пьеса больше известна учителям и ученикам как репертуарное фортепианное произведение под названием "Виваче" — в таком варианте она опубликована во многих хрестоматиях педагогического репертуара ДМШ. В своей практике мы исходим из того, что музыканты-любители XVII-XVIII веков традиционно и постоянно занимались развёртыванием клавира в партитуру, часто играя его в ансамбле. Любой клавир можно сыграть в ансамбле и на современном фортепиано (в 4, 6 или 8 рук). Такое исполнение неизменно будет производить "стереофонический" эффект звучания двух роялей, а простые танцевальные пьесы (или части сложных циклических произведений) превратятся в настоящие чудо-симфонии.

Особое направление в разработке и освоении слушателями курсов технологий взаимодействия с музыкальным текстом составляют программы с использованием клавишного синтезатора. Центр осуществляет перспективную стратегию внедрения его в учебный процесс на основе академических специальностей "Фортепиано" и "Музыковедение", где решающую роль играет не марка синтезатора, а привлечение инновационных технологий работы с музыкальным текстом {1; 2]. В практике профессиональной работы современного музыканта клавишный синтезатор, думается, должен использоваться во всех без исключения учебных дисциплинах. Для преподавания предмета учебного плана "Синтезатор" как отдельной дисциплины необходимо освоение образовательных программ в более высокой категории "профессиональная переподготовка".

• Выводы

  1. Творческой работе с музыкальным текстом необходимо обучать с детства в направлении овладения исторически сложившимися технологиями музицирования: интерпретации и транскрипции. Однако основные образовательные программы построены на концепции грамматической ориентации в изучении музыкального языка и не ставят целью решать эту проблему.
  2. Современная наука (музыкальная семантика, риторика и поэтика) предоставляет неограниченные возможности для внедрения прикладных инновационных разработок в практику. Обзорная информация наиболее интенсивно достигает цели в условиях дополнительного и дополнительного профессионального образования, а также при углублённом прохождении курсов (от 250 часов) с получением статуса "Методиста инновационных программ" и системе профессиональной переподготовки кадров.
  3. В научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики Уфимской государственной академии искусств с 2001 года по 2015 год велись исследования в области смысловой организации музыкального текста. Адаптация результатов исследований в прикладной области в виде образовательных программ и курсов дополнительного профессионального образования продолжает открытый в 2018 году АНО ДПО Научно-методический Центр "Инновационное искусствознание".
  4. Распространению новой информации и нового подхода к обучению креативной работе с текстом способствует дистанционное обучение. Оно не может быть предельно формализованным и должно содержать обратную связь; в ряде случаев оно может быть индивидуальным.
  5. Организация информации в дистанционном обучении обязана иметь системные основания. Системообразующим фактором, в нашем случае, служит научная авторская концепция креативной работы с музыкальным текстом. На её основе формируются пакеты учебно-методических материалов с разработками тестов и проверочных заданий, видео и аудио приложениями, презентациями, слайдами. Слушатели курсов обеспечиваются новыми учебными пособиями, изданиями методической литературы, материалами из хранилища электронной библиотеки и медиатеки.
  6. Новые технологии креативной работы с текстом требуют внедрения в учебный процесс медиакомпонентов и клавишного синтезатора во все предметы учебного плана. Фортепиано и синтезатор выступают в обучении в тесном единстве и взаимодействии.

Первичные результаты видны из успешно выполняемых слушателями практических работ. Все курсы завершаются концертными программами. Мир музыки богат, многообразен и неисчерпаем. Тайны и парадоксы музыкального текста остаются неразгаданными во многом потому, что основное содержание музыки составляет всё же эмоциональное её содержание. Найденные в самой музицирующей практике исторически выверенные способы и технологии отношений с музыкальным текстом — лишь малая часть огромного космоса музыкальной вселенной. Но и они способны возбуждать фантазию, развивать воображение и создавать мотивацию к творчеству.

Список литературы

  1. Асфандьярова А. И. Фортепиано и синтезатор. Тембровые эскизы клавирных сонат Й. Гайдна: Учебное пособие / науч. редактор Л. Н. Шаймухаметова. СПб.: Издательство "Лань", 2017. 80 с.
  2. Гарипова Н. Ф. Академический синтезатор в работе кафедры фортепиано со студентами разных специальностей // Из опыта работы педагога-музыканта: Сб. статей в 4-х вып. Вып. 3 / отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова, Н. Ф. Гарипова. Науч. редактор Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2016. С. 39-46.
  3. Гордеева Е. В. Сюжеты и образы органного музицирования в клавирных прелюдиях И. С. Баха // Креативная работа с музыкальным текстом в ДМШ, ДШИ и в обучении хобби-музыкантов: Сб. статей / отв. ред.- сост. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2014. С. 45-53.
  4. Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании: Дисс. ... доктора искусствоведения / РАМ им. Гнесиных. М., 1998. 248 с.
  5. Охотников В. Е. Классическая гитара: барокко и ранний классицизм: Семантические аспекты. Науч.-метод. издание / науч. редактор Л. Н. Шаймухаметова. СПб.: Композитор · Санкт-Петербург, 2016. 80 с.
  6. Ситдикова Ф. Б., Алексеева И. В. Скрипичный текст в сольных и ансамблевых сочинениях западноевропейского барокко / науч. редактор Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2015. 240 с.
  7. Холопова В. Н. Феномен музыки. М.: Директ-Медиа, 2014. 378 с.
  8. Шаймухаметова Л. Н. Звук и смысл. Как устроен музыкальный текст // Креативное обучение в ДМШ. Науч.-метод. вестник Лаборатории музыкальной семантики / отв. ред.-сост. и науч. редактор Л. Н. Шаймухаметова. 2008. № 1. С. 6-15.
  9. Шаймухаметова Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. 317 с.
  10. Шаймухаметова Л. Н. Полифонические произведения в форме старинных танцев в условиях ансамблевого музицирования // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 1. С. 156-165.
  11. Шаймухаметова Л. Н. Учимся по "Букварю": Методические рекомендации к учебному пособию "Музыкальный букварь в играх, картинках, загадках" (с поурочной разработкой) для начальных классов ДМШ. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2005. 64 с.
  12. Шаймухаметова Л. Н., Бабарыкина С. В. Креативная работа с текстом в классе фортепиано: Учеб.-метод. пособие / науч. редактор Л. Н. Шаймухаметова. Saarbrücken: LAP, 2014. 85 с.
  13. Яушева И. З. Ролевые игры как форма креативной работы на уроках фортепиано // Креативная работа с музыкальным текстом в ДМШ, ДШИ и в обучении хобби-музыкантов: Сб. статей / отв. ред.- сост. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2014. С. 15-25.

References

  1. Asfandiarova A. I. Fortepiano i sintezator. Tembrovye eskizy klavirnykh sonat I. Gaidna. St. Petersburg: Izdatelstvo "Lan", 2017. 80 p. (In Russian).
  2. Garipova N. F. Akademicheskiy sintezator v rabote kafedry fortepiano so studentami raznykh spetsialnostei. In Iz opyta raboty pedagoga-muzykanta. Ufa: Laboratoriya muzykalnoy semantiki, 2016, pp. 39-46. (In Russian).
  3. Gordeeva E. V. Siuzhety i obrazy organnogo muzitsirovaniia v klavirnykh preliudiiakh I. S. Bakha. In Kreativnaia rabota s muzykalnym tekstom v DMSh, DShI i v obuchenii khobbi-muzykantov. Ufa: Laboratoriya muzykalnoy semantiki, 2014, pp. 45-53. (In Russian).
  4. Kazantseva L. P. Avtor v muzykalnom soderzhanii (Thesis). Moscow, 1998. 248 p. (In Russian).
  5. Okhotnikov V. E. Klassicheskaya gitara: barokko i rannii klassitsizm: Semanticheskie aspekty. St. Petersburg: Kompozitor · Sankt-Peterburg, 2016. 80 p. (In Russian).
  6. Sitdikova F. B., Alekseeva I. V. Skripichnyi tekst v solnykh i ansamblevykh sochineniiakh zapadnoevropeiskogo barokko. Ufa: Laboratoriya muzykalnoy semantiki, 2015. 240 p. (In Russian).
  7. Kholopova V. N. Fenomen muzyki. Moscow: Direkt-Media, 2014. 378 p. (In Russian).
  8. Shaimukhametova L. N. Zvuk i smysl. Kak ustroen muzykalnyi tekst. In Kreativnoe obuchenie v DMSh. 2008, no. 1, pp. 6-15. (In Russian).
  9. Shaimukhametova L. N. Migriruiushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykalnoy temy. Moscow: Gos. in-t iskusstvoznaniya, 1999. 317 p. (In Russian).
  10. Shaimukhametova L. N. Polifonicheskie proizvedeniya v forme starinnykh tantsev v usloviiakh ansamblevogo muzitsirovaniya. In Problemy muzykalnoy nauki [Music Scholarship ], 2018, no. 1, pp. 156-165. (In Russian).
  11. Shaimukhametova L. N. Uchimsya po "Bukvariu". Ufa: Laboratoriya muzykalnoy semantiki, 2005. 64 p. (In Russian).
  12. Shaimukhametova L. N., Babarykina S. V. Kreativnaya rabota s tekstom v klasse fortepiano. Saarbrücken: LAP, 2014. 85 p. (In Russian).
  13. Iausheva I. Z. Rolevye igry kak forma kreativnoi raboty na urokakh fortepiano. In Kreativnaya rabota s muzykalnym tekstom v DMSh, DShI i v obuchenii khobbi-muzykantov. Ufa: Laboratoriya muzykalnoy semantiki, 2014, pp. 15-25. (In Russian).

УДК 78.072 + 378.046.4

Библиографическая ссылка:

Яндекс.Метрика

Лицензия Creative Commons