XXI век значительно изменил подход музеев к демонстрации своих коллекций. Внедрение новых мультимедийных технологий в музейную деятельность помогает более широко представить экспозиционный материал, оставляя в памяти посетителей яркий запоминающийся образ. Главной выставкой 2016 года в Центральном музее музыкальной культуры стал интерактивный выставочный проект "ЗВУК И… Вселенная, Человек, Игра…", подготовленный Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Что мы знаем о звуке? Как он рождается, какими свойствами обладает, как воздействует на человека? — На эти и многие другие вопросы посетители могли ответить сами, побывав на выставке. Несколько залов и тематических разделов выставки знакомят с поражающим воображение миром звуков, шумов и мелодий. Давайте пройдёмся по выставке ещё раз.
① Первый зал выставки — "ЗАРОЖДЕНИЕ ЗВУКА" — представляет собой тёмный коридор, создающий ощущение космического пространства. На потолке размещены направленные колонки. Вначале тишина. Максимальная, какая только возможна. Далее, по движению, из колонок издаются звуки, непривычные для уха. Звуки нарастают, появляются пульсирующие басы. В конце коридора, за поворотом звуки перерастают в ритм сердца. На стенах — абстрактные динамические проекции, которые визуально поддерживают динамику звука. Коридор заканчивается за поворотом, посетитель постепенно поднимается на платформу, где можно почувствовать ритм сердца, благодаря встроенным в платформу сабвуферам. Этот зал настраивает на атмосферу выставки, подготавливает к основной экспозиции.
② Второй зал — "ЗВУК И ПРИРОДА" — это увлекательное и одновременно философское размышление о сущности звука и его проявлениях, а также о том, как появились на Земле первые музыкальные инструменты и об их удивительном разнообразии. Люди ещё с доисторических времён стремились понять природу звука. О том, как рождаются звуки и что они собой представляют, люди начали догадываться очень давно. Китайский философ Фохи, живший в III тысячелетии до нашей эры, размышлял о связи высоты звуков с элементами природы: землёй, водой, воздухом, ветром… А древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, исходя из своих наблюдений, верно объяснял природу звука, полагая, что звучащее тело создает попеременное сжатие и разрежение воздуха. Так, например, колеблющаяся струна то уплотняет, то разрежает воздух, а благодаря упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство — от слоя к слою, создавая упругие волны. Достигая нашего уха, они воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука.
Мир, в котором мы живём, наполнен самыми разнообразными звуками: шелест листьев и завывание ветра, пение птиц и голоса людей, тиканье часов и гул моторов… С самого рождения человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем его мире. Человечество давно заметило, что звуки природы — шум реки, моря и океана, гроза, шум леса и особенно пение птиц — благотворно влияют на человека. Они оказывают успокаивающее, расслабляющее действие, создают позитивный настрой и снимают стресс. Есть даже специальное направление в медицине — "звукотерапия", и звуки природы относятся именно к таким положительным звукам. Экспозиция зала разделена на части, посвящённые стихиям и соответствующим группам музыкальных инструментов. Экспонаты представляют собой три интерактивные инсталляции, каждая из которых символизирует стихию (вода, воздух, земля) и вид музыкального инструмента (струнные, духовые, ударные). Проектируемая анимация каждой инсталляции выполнена в стиле генеративной графики. На стене возле каждого экспоната размещена теоретическая информация о группах инструментов. От каждого экспоната в состоянии покоя до взаимодействия исходит тихий ритмичный звук отдельного природного явления: шум воды, завывание ветра, гул земли.
③ Третий зал "ЗВУК И ГОРОД" с арт- и интерактивными инсталляциями, представляет собой образ города. Здесь посетителям предлагается взаимодействовать с различными предметами городской среды: трубами, баками, пластиковыми бутылками. Здесь представляется также возможность создать ансамбль (групповое взаимодействие) и сыграть заданный ритм. Если же вы хотите чего-нибудь необычного, то можете поэкспериментировать с барабанной установкой из кастрюль и половников на необычной "Музыкальной кухне". Можно послушать и звуки деятельности человека, охватывающей разные сферы: звуки дорожного движения, гомона толпы, рынка, известных мест Москвы, а также звуки других мировых столиц (Пекина, Лондона, Дели, Нью-Йорка). Можно также узнать о восприятии индустриальных звуков: условно приятных и неприятных для уха человека, получить информацию об уровне шума и его вреде для организма.
④ Четвёртый зал называется "ЗВУК И ФИЗИКА" и посвящён исследованию физического аспекта феномена звука. Человек от природы очень музыкален. Он способен слышать, то есть воспринимать широкий диапазон звуков; он способен говорить, петь, то есть воспроизводить звуки; способен чувствовать ритм, подчинять свои движения ритму. С помощью звуков люди общаются, обмениваются мыслями, идеями, чувствами, информацией. Зал наполнен экспонатами, которые позволяют поэспериментировать со звуком. Здесь же вы узнаете много интересного об амплитуде, колебаниях, частоте, звуковых волнах и явлении резонанса. Если бы мы вдруг превратились в акустический прибор для анализа звука, то обнаружили бы удивительные перемены. То, что раньше воспринималось как высота, с физической точки зрения оказывается частотой колебаний источника звука. Так, например, звук "ля" первой октавы, по которому настраиваются инструменты, вызывается вибрацией со скоростью 440 колебаний в секунду. Шум же есть смесь частот. Смесь высоких частот похожа на согласный звук "с", более низких — на "ш", совсем низких — на рёв реактивных двигателей.
⑤ Пятый зал — "ЗВУК И ЧЕЛОВЕК" — обращён к человеческому голосу как к самому совершенному музыкальному инструменту. Вы можете узнать о возникновении звука в теле человека и строении нашего голосового аппарата; классификации голосов, их восприятии, связи звука и цвета, а также про обертоны, тембр и интонацию. Не секрет, что многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Голос для человека важен так же, как его внешность, манеры, имидж, умение держаться на людях. Это тот инструмент, с помощью которого люди доносят своё сообщение до аудитории. Взаимопонимание между выступающим и слушающими в аудитории, в первую очередь, зависит именно от его голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей, убедить их в чём-то, завоевать их поддержку и доверие. Можно расшевелить людей или, наоборот, усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Человеческий голос — могущественный инструмент.1
1 К слову, Эллен Бич Йо 19 января 1896 года в Карнеги-холле (Нью-Йорк) начала свою арию с ноты "ми" 4-й октавы. Ещё каких-нибудь пять мегагерц "вверх", и её голос альт-альтиссимо перестал бы быть слышимым залом.
Удачное строение горла, голосовых связок, ещё нескольких важнейших элементов и деталей "певческого аппарата" необыкновенно важны для формирования сильного звука, приятного тембра и большого диапазона певца. Вот как описывает "аппарат" Фёдора Ивановича Шаляпина писатель Ираклий Андроников: Я посмотрел в горло Шаляпину и увидел там... Глотка, она казалась шире шеи Шаляпина. Нёбо — оно высоко поднималось сводом под самые глаза Шаляпина. Язык — он трепетал и покорно располагался возле самых корней зубов. В горле не было ни одной лишней детали, и всё оно рассматривалось как чудесное архитектурное сооружение. По своему страстному накалу, по силе эмоционального воздействия на слушателей с голосом не может сравниться ни один инструмент. Вот почему поклонников и фанатов у вокалистов всегда несколько больше, чем у самых лучших инструменталистов. На концертах известных певцов зрители впадают в экстатическое состояние и в буквальном смысле сходят с ума. Причём было это всегда, независимо от времени и жанра. На выступлениях Ф. Шаляпина и Э. Карузо поклонники точно так же теряли сознание, как и на концертах The Beatles или Майкла Джексона. Вместе с тем голосовой аппарат человека не представляет собой ничего особенного в сравнении с традиционными музыкальными инструментами. Гортань вместе с расположенными над ней дыхательными путями по своему размеру следовало бы отнести к той же группе, что и флейту-пикколо (одна из самых маленьких флейт).
⑥ Шестой зал — "ЗВУК И ИНСТРУМЕНТЫ" — посвящён различным музыкальным инструментам. Очень важно в учении о звуке понятие "тембра". В XIX веке считалось, что он зависит от состава и интенсивности призвуков (обертонов). Они образуются оттого, что источник звука (например, голосовые связки или струна) колеблется не только целиком, но и частями. Отличие одного тембра от другого обусловлено не только числом, но и интенсивностью обертонов, сопровождающих звучание основного тона. По тембру мы легко отличаем звуки скрипки и рояля, гитары и флейты, узнаём голоса знакомых людей. А слышали ли вы про такое явление в музыкальной культуре, как "битбоксинг"? Вы сможете освоить азы этого искусства, просмотрев видеоуроки профессионального битбоксера, и тут же применить полученные знания на практике.
(целиком видео опубликовано на YouTube-канале исполнителя)
⑦ Седьмой зал рассказывает о композиторах и законах построения музыкальной композиции. Здесь можно получить интересную информацию о полифонии и гомофонии, нотном стане и развитии классической музыки. В зале находится большая аудиотека известнейших произведений отечественных композиторов в отличной записи. Здесь вам представляется возможность ненадолго отдохнуть перед следующим интерактивным залом. Кстати, перед входом в восьмой зал расположена кабинка тишины. Вход осуществляется на определённые промежутки времени, в так называемые сеансы тишины. Здесь вам предоставляется возможность почувствовать влияние тишины, отдохнуть от звуков. В это же время другим посетителям даётся возможность понаблюдать за человеком в кабинке.
⑧ Восьмой (последний) зал, посвящённый оркестру, представляет уникальную возможность побывать внутри оркестра, поучиться у настоящего дирижера и, наконец… самому продирижировать настоящим оркестром! Мечтаете управлять настоящим оркестром? Нет ничего проще! Известный маэстро Юрий Башмет даст вам персональный мастер-класс. Затем, взмахнув дирижёрской палочкой, вы ощутите, что музыка теперь в вашей власти.
А ещё на этой необычной выставке, благодаря новейшим компьютерным технологиям, вы сможете: получить начальные навыки игры на электробарабане, электроскрипке и электропианино; создавать звуки природы; расширить кругозор, прослушав известные произведения в каждом из самых популярных музыкальных жанров; оказаться в пространстве, где благодаря интерактивной инсталляции, звук перемещается непредсказуемым образом; проверить, насколько точен ваш музыкальный слух.
В стремительно меняющемся современном мире посетители музея (особенно представители молодого поколения) становятся более требовательными: им всё более интересны новые — мультимедийные — формы и виды общения с музеем и его экспонатами, которые призваны расширить традиционные музейные форматы. В итоге, модель музея музыки XXI века постепенно трансформируется в открывающий перед посетителями принципиально новые познавательные возможности информационно-экспозиционный комплекс. Он представляет собой совокупность мультимедийных программных средств, установленных в разных местах музейной экспозиции и объединенных в единую сеть. Среди таких мультимедиа-средств — интерактивные тач-скрины, мультимедийные киоски, система плазменных экранов, QR-кодирование и др. Их использование позволяет наглядно представить экспонаты музея в нужном размере, разных ракурсах и деталях, а также во времени и пространстве. Таким образом технические возможности различных мультимедийных программ, дополняющих экспонирование подлинных музейных предметов, не только позволяют посетителям почувствовать себя в "другой" реальности и дарят им незабываемые впечатления, но и, что самое главное, усиливают их интерес к экспозиции. При этом средства мультимедиа выступают как вспомогательный, но необходимый сегодня инструментарий формирования музейного пространства, позволяющий реализовать самые смелые проекты и идеи.
15.12.2016
Библиографическая ссылка: